Игорь Хохловкин
(Германия)
Суббота, 19-00
Серебряный корабль" - это музыкальная программа, в основе которой лежат песни и романсы на стихи поэтов "Серебряного века": Цветаевой, Мандельштама, Тэффи, Пастернака, Бальмонта, Северянина, Ахматовой, Набокова, Гофмана и др., а также их европейских современников - Lorca, Desnos, Jiménez, Verlaine, Rilke.. - исполняемых на языке оригинала с русскими переводами.
Музыка - Марины Калмыковой.
Вот рецензия музыкального критика Светланы Петуховой на концерт, проходивший в рамках московского международного фестиваля АРТ-НОЯБРЬ в ноябре 2009 года:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?p=905022
26 ноября:
Как трагедией трогают зал
"Одним из самых узнаваемых брэндов фестиваля за прошедшие годы стало камерное музицирование. Действительно – с какими только ансамблевыми составами ни познакомилась за многие времена существования «Арт-ноября» его публика.
Однако жанра концерта, подобного сегодняшнему, припомнить не могу; название его звучит так: «Музыка слова». Музыкально-поэтическая композиция на стихи поэтов Серебряного века. Исполнители Марина Калмыкова (чтение – не могу не отметить: говорит, переводит, поёт на шести языках!, вокал, гитара, кастаньеты) и Игорь Хохловкин (чтение).
Оба артиста – профессионалы высшего класса: Марина Калмыкова окончила Латвийскую консерваторию как композитор, гитаристка и актриса, Игорь Хохловкин получил актёрское (школа-студия МХАТ) и режиссёрское (ГИТИС) образование. На протяжении многих лет эта пара (они супруги), параллельно отдавая дань творческой работе в рамках «базовых» профессий, выступает в странах Европы с авторскими литературно-музыкальными проектами. Что исполнители прекрасно известны московской публике, можно было сегодня убедиться. Посетители вечера в цветаевском музее, целиком заполнившие аудиторию (не поместившиеся стояли в дверях), в буквальном смысле слова ловили каждый звук программы. Такую тишину, такое пиететное вслушивание, такое благодарное и благородное «эхо зала» редко встретишь в самых престижных концертах классической музыки. Потому как было что послушать.
Единственное отделение концерта длилось почти два часа. Время почти непрерывной гитарной игры, виртуозной, эмоциональной и вдохновенной, своеобразного пения и выразительного чтения стихов. Артистам удалось осуществить «погружение» аудитории в поэтическую атмосферу Серебряного века без привлечения «вторичного» антуража. Не было свечей, картинок, костюмов и прочих «модных» атрибутов – и всё равно получился спектакль.
Мастерски выстроенная его драматургия воспринималась поначалу вполне само собой разумеющейся, чередование чтения, пения, игры и даже их искусного наложения подавалось как нечто совершенно естественное. Очень грамотный, хорошо продуманный выбор поэтов и стихов начал ощущаться где-то к середине, когда вдруг сообразила, что произведения, так сказать, более объективизированного характера (например, «Слонёнок» Гумилёва) и поэты, чья строка менее напевна (Пастернак, Набоков, Бунин, Бродский), – читаются. Что для пения избраны не только «омузыкаленные» стихи, но – в основном – лирические, и – в основном – о любви, и – в основном – о любви трагической (Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Блок, Бальмонт, Северянин, Тэффи, Рильке, Лорка).
Что так происходит, скорее всего, потому, что именно эта сфера ближе всего певице, обладающей оригинальным тембром голоса (в те самые, «серебряные», времена, его называли «цыганским контральто с хрипотцой») немалого объёма и крепко освоенного диапазона, а главное – природной склонностью к трактовкам ярким, контрастным, даже театрализованным, однако с отчётливо уловимой ноткой поэтической обречённости.
Концерт начинался с песни на многозначительное восьмистишие Мандельштама («И Шуберт на воде…») и завершался также мандельштамовским «Я скажу тебе с последней прямотой», что само по себе не выглядит случайным. По ассоциации с «последностью» высказывания певица на «бис» добавила ещё современное, очень по-женски импульсивное «Последнее фламенко», в котором аккомпанировала себе на гитаре и кастаньетах (а автора стихов представила как подругу, писательницу, русскую, живущую в Германии) .
Вообще-то перечислить авторов всех сегодняшних стихов сложновато, не имея перед глазами списка. Потому что не только русский Серебряный век был представлен, но и его, так сказать, творческие и смысловые связи – Рильке, Лорка, Деснос, Гёте, Бродский, Рубцов, Кирсанов. И связи эти, концептуально идущие от времени и стиля, удивительным образом превращали поэтическую стихию выступления в неразрывное, сложное, на тончайших ассоциациях замешанное единство. Музыкальные решения – плотный, профессиональный, индивидуальный авторский текст. Истоки традиционные для жанра авторской песни – романсово-песенно-танцевальные, разнонациональные, разножанровые.
Можно много писать о том, что именно где использовалось, но ни одно такое писание пока не давало ответа на вопрос, почему люди так любят данный жанр, в зависимости от моды принимавший разные обличья (нынче здесь и ретро, и шансон, и жестокий романс, и ориентальный, и много чего другого), с успехом пережившие века. В большинстве случаев словесный текст авторской песни также авторский, и чаще всего неопубликованный, широкой публике недостаточно известный. В нашем случае отнюдь: эти стихи, многократно читаемые, декламируемые, популярные, знаковые, гениальные – сколько раз проговаривались они «про себя» этой публикой (в её составе почти отсутствовали тинейджеры) в моменты разных и всяких настроений, ситуаций и решений? И вот наконец – со сцены, под гитару, заветные строки собраны в композицию, концепцию, спектакль, дающий возможность окунуться в романтику не наедине с собой, а наедине с аудиторией, с артистами, с искусством. И "повторить" то, что обычно скрыто за однообразной поступью повседневности. Вернуться к романтике накала страстей, расставаний, драм и трагедий. По-новому вспомнить, что бывает и так. Трогательное единство структуры и стиля, преподнесения и восприятия очень редко встречается в исполнительском искусстве. И не надо говорить о «низких» и «высоких» жанрах. Лучше – о мнимых и истинных ценностях, так будет вернее.
Светлана Петухова"
http://www.myspace.com/marinakalmykova