Балет «Эсмеральда» Цезаря Пуни, поставленный в Челябинском театре оперы и балета им. М. И. Глинки знатоком старинного балета, заслуженным артистом России Юрием Бурлакой (Москва), ждёт уфимского зрителя 29 мая 2017 года. Изящный исторический спектакль со счастливым финалом впервые в Уфе представят артисты челябинской балетной труппы в рамках XXI Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева в Башкирском государственном театре оперы и балета.
Ведущие партии исполнят лауреаты международных конкурсов Екатерина ХОМКИНА-САФРОНОВА (Эсмеральда), Алексей САФРОНОВ (Феб де Шатопер), Дарья ДЕМЧЕНКО (Флер де Лис), Зураб МИКЕЛАДЗЕ (Пьер Гренгуар). Дирижёр – Вячеслав ГУБАНОВ.
Впервые «Эсмеральда» была показана в Королевском театре Лондона в 1844 году. В конце XIX века балет обрёл новую жизнь в России, в версии Мариуса Петипа. Юрий Бурлака воплотил свою трактовку «Эсмеральды» на челябинской сцене после успешной постановки спектакля в Большом театре России и Берлинской государственной опере – в новой сценографии и с дополнительными хореографическими фрагментами. Постановка воссоздаёт облик спектакля Жюля Перро и Мариуса Петипа 1899 года, признанный каноническим для больших академических театров.
Хореограф говорил о своём балете:
«Для создания масштабного исторического балета «Эсмеральда» я провёл большие исследования в Москве и Петербурге, работал в архивах Гарвардского университета с хранящимися там материалами режиссёра балета Мариинского театра Н. Сергеева. Встречался и со старыми петербургскими мастерами, которые танцевали в постановках А. Вагановой и Н. Боярчикова. Многие вещи в спектакле показывали именно они.
Несколько сцен в челябинской «Эсмеральде» сочинены главным балетмейстером театра, народным артистом России Юрием Клевцовым. Хореография его танцевальных номеров органично вплетается в ткань исторического спектакля и представляет в классической хореографии взгляд художника ХХI века (финальное адажио Эсмеральды и Феба)...
...На сцене будет воссоздан средневековый Париж, но это не мрачный город. Он населен очень разнообразной публикой: от бродяг, собирающихся возле собора на площади, прозванной Двором чудес, до богатых вельмож, веселящихся на великолепном балу в замке Флер де Лис.
Главное в нашем спектакле – это счастливый финал. А все события разворачиваются не вокруг собора, а вокруг танцовщицы – цыганки Эсмеральды, парижского изумрудика (фр. «émeraude»), главной героини романа Виктора Гюго, именем которой назван балет».
Балет «Эсмеральда» насыщен увлекательными танцами, яркой пантомимой, пронизан очарованием неподдельной «старинности» в костюмах Татьяны Ногиновой и декорациях Дмитрия Чербаджи. Он завораживает образами ушедшей эпохи, остроумием, изобретательностью и редким изяществом.