Прошедший сезон выдался для Башкирского государственного театра оперы и балета непростым: заканчивался капитальный ремонт здания, многие спектакли шли не на родной площадке... Тем отраднее, что в грядущем, семьдесят восьмом сезоне театр наконец сможет в полной мере порадовать публику самыми яркими спектаклями из своего репертуара. В том числе и постановками, которые долгое время не шли на Большой сцене БГТОиБ.
Полюбившиеся зрителю балеты "Корсар", "Дон Кихот", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта" снова будут радовать зрителя. В театр вернутся оперы "Школа влюблённых", "Тоска", "Снегурочка", "Паяцы", оперетта "Сильва". Кроме того, будут реализованы давно запланированные проекты.
Так, балет "Анюта", совсем недавно поставленный в театре Владимиром Васильевым, претендует на статус одного из главных событий сезона. Эта история, мыслями уводящая нас к знаменитому чеховскому произведению "Анна на шее", наполнена грустью, столь свойственной прозе Антона Павловича, и тонким психологизмом. Герои спектакля "выписаны" настолько ярко и жизненно, что вызывают неизменный отклик у аудитории. Владимир Васильев создал для сценической версии "Анны на шее" оригинальную эстетику, а замечательная музыка Валерия Гаврилина поразительно точно характеризует персонажей, в каком-то смысле провоцируя зрителя на смех, за которым все же читается грусть. Партию Анюты исполняют Гульсина Мавлюкасова, Гузель Сулейманова и Валерия Исаева, и работа каждой из них достойна, быть может, отдельной публикации.
Уже сейчас идут репетиции оперы "Орлеанская дева" Петра Ильича Чайковского в постановке Филиппа Разенкова. Напомним, что в мае зрителю была явлена концертная версия произведения, которой дирижировал художественный руководитель БГТОиБ, заслуженный деятель искусств России, народный артист Башкортостана Валерий Платонов. Партию Иоанны д'Арк исполняли Надежда Бабинцева и Лариса Ахметова, при этом обе солистки получили высокую оценку критиков.
Ну а теперь готовится версия сценическая. Несмотря на классическую интерпретацию легенды об Иоанне д'Арк, в опере её образ раскрывается несколько по-новому. Это не столько святая дева, поступками коей двигает Божественная воля, сколько девушка, желающая жить обычной жизнью, но вынужденная исполнять свой долг. Сам режиссёр объясняет актуальность постановки следующим образом:
"Что такое для простого человека быть Пророком, что такое чувствовать в себе божественное предназначение? Это великий дар или страшное наказание? Чем сильнее личность, тем более тяжелые испытания выпадают на её долю и тем яростнее желание масс свести с ней счёты. Мне эта идея видится сегодня не просто актуальной, а злободневной. Это история о самопожертвовании и титаническом самопреодолении человека в мире, полном равнодушных и ищущих лишь личной выгоды людей. Вспоминаются слова великого русского философа Льва Шестова: "На самом деле пастухи были гораздо меньше нужны стаду, чем стадо пастухам".
...Масштабным событием станет и премьера оперы Генделя "Геракл". Идея поставить столь редкое произведение принадлежит главному дирижёру Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженному артисту РБ Артёму Макарову. По его словам, он уже довольно давно обдумывал возможность подобной постановки в Уфе. Отметим, что сценические версии опер и ораторий Генделя - явление редкое, и их буквально можно пересчитать по пальцам в столичных, а уж тем более в провинциальных театрах России. В Европе и Америке музыка Генделя звучит довольно часто. У нас же интерес к его театральным произведениям, и вообще к старинной оперной музыке, возник относительно недавно.
"Постановка "Геракла" - первая в России, хотя, надо сказать, их вообще немного было в мире, - отмечает Артём Макаров. - Жанр "Геракла" определяется как оратория, хотя границы между оперой и ораторией в творчестве Генделя часто достаточно размыты. Мне кажется, наиболее точным жанровым определением будет "музыкальная драма". Сюжет не имеет никакого отношения к мифам о подвигах Геракла. В центре внимания - его личная жизнь, семейный конфликт на почве ревности, приводящий к страшным последствиям... Любовь, ревность, месть... Всё это актуально и в наше время, и во все времена".
На сцене театра вы также увидите один из сильнейших спектаклей репертуара - балет Арама Хачатуряна "Спартак" в постановке Юрия Григоровича. Сам мэтр говорил, что этот балет должен исполняться "на разрыв аорты", иначе теряется вся его драматическая напряжённость. Напомним, вначале великого Грига мучили сомнения: по силам ли нашему театру работа, касающаяся столь масштабного действа? Но после знакомства Григоровича с возможностями сцены БГТОиБ и исполнителями сомнения отпали. Характерные танцевальные партии главных героев, мощные номера с участием кордебалета - всё это словно дало уфимскому балету второе дыхание. Основная движущая сила Спартака - это в первую очередь страстная жажда свободы. В его трагической судьбе и борьбе за право на жизнь можно увидеть множество перекличек с существующей действительностью. Хореография Григоровича замечательным образом сливается здесь с присущей только Араму Хачатуряну музыкальной драматургией, основанной на резких контрастах - в ней европейская традиция органично сочетается с восточными интонациями...
Конечно, театр не забывает и о национальном репертуаре. Спектакль "Журавлиная песнь" в новом сезоне вновь откроет зрителю красоту классического башкирского балета. Его музыка напоена народными темами, наполнена своеобразными ритмами музыкального искусства нашего края. Оригинальная хореография Нины Анисимовой и Халяфа Сафиуллина в редакции Шамиля Терегулова позволила искусно вплести в классический танец башкирские мотивы, элементы обрядовой культуры. Своеобразие балета "Журавлиная песнь" как художественного явления определяется динамичным сочетанием классики и характерного танца. Развёрнутые массовые сцены, воссоздающие подлинную атмосферу сельских игр, плясок и хороводов, оригинальный рисунок танца журавлей - всё здесь дышит напоенным ветром воздухом Урала, его степей, предгорий и вершин...
Грядущий сезон - это новая глава в истории театра. В ней гармонично сольются классический русский балет, башкирская национальная культура и высокое оперное искусство. Мы уверены, что каждый спектакль найдёт отклик в душе зрителя и никого не оставит равнодушным. Знаменитый режиссёр Питер Брук считал, что театр может изменить жизнь человека к лучшему, привести его к новым мыслям и эмоциям. Подобное устремление, безусловно, потребует немалых сил и затрат. Но Башкирский государственный театр оперы и балета на примере своих спектаклей неоднократно доказывал, что способен расти и развиваться, достигая новых творческих вершин.
Материал подготовлен пресс-службой Башкирского государственного театра оперы и балета.
Фото Лилии Загировой