В Центре современного искусства «Облака» открылась выставка известного уфимского художника Александра Журкина – яркого представителя сюрреализма в башкирском изобразительном искусстве.
Можно подолгу простаивать перед его картинами, пытаясь расшифровать их содержание, и каждый увидит и поймет что-то свое в таинственных образах и фигурах, вырастающих из сгустившегося сумрака, клубящихся облаков, причудливых гор, загадочных и странных ощущений сновидений и ирреальности.
Художник, как правило, не использует богатую палитру. Многие его работы практически монохромны («Старая фея», «Странник», «Композиция»), но они сложны по философскому наполнению, загадочны и ассоциативны. Цвета таинственно-темные, ему не присущи яркие контрасты. Картины написаны тонкими, полупрозрачными слоями, благодаря чему приобретают сияющую насыщенность. В некоторых работах в затуманенных образах просматривается автопортрет самого художника. «Призраки рассвета», «Аттракцион» это - сам Александр Журкин, изобразивший себя крошечным человеком, затерявшимся среди собственных фантасмагорических сновидений. Мифические существа, звери, птицы и ангелы возвращают нас в сказочное детство, когда мы с замиранием сердца смотрели невероятные сны или читали сказки, рисуя в своем воображении несуществующих персонажей.
«Холст сам диктует мне, как и что писать, - говорит художник, - часто он не принимает то, что я рисую, и тогда мне приходится переделывать все заново». Александр, по его словам, как правило, не знает, что он изобразит, когда приступает к работе, вдохновение появляется в процессе. «Рисуешь что-то одно, а оно тянет за собой другое… - говорит Александр, - и часто картина получается сама собой, неожиданно для меня». «Старая фея», например, родилась из проявившихся переплетений нитей белого холста, когда художник стоял перед ним. Он под впечатлением написал лицо из увиденного им узора, а утром стал думать, что же с ним делать. Постепенно родился неожиданный образ.
Александр рисовать начал с детства, учился в художественной школе. Но основными своими учителями он считает художников эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля. Также многое он получал в общении со своими друзьями-художниками: Михаилом Спиридоновым, Владимиром Жигулиным, Леонардом Абузаровым, каждый из которых по-своему повлиял на становление его творческой личности. Он очень скромный, застенчивый человек и не по-современному интеллигентный, но в нем ощущается непоколебимая твердость духа, уверенность в своем взгляде на мир, стремление без устали постигать новое.
И в то же время – недооцененный художник, ему чуждо стремление пробиваться наверх, он предпочитает быть в тени, работать в одиночестве и существовать наедине со своими прекрасными картинами.