На сцене Национального Молодежного театра РБ им. Мустая Карима прошел спектакль Государственного русского драматического театра Стерлитамака «Женщина и ее демон».
Драма американского прозаика польского происхождения, лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера и Ива Фридмана «Тойбеле и ее демон» привлекала лучшие театральные коллективы страны. Премьера спектакля в Стерлитамаке состоялась в конце февраля этого года. А сейчас он был представлен уфимам.
Перед зрителями развернулись судьбы живших в конце позапрошлого столетия в польском местечке Фрамполь женщины, оставшейся, как тогда говорили, «соломенной вдовой», и влюбленного в нее нищего помощника учителя, озорника «без царя в голове».
В 35 лет молодая красивая трудолюбивая женщина, к тому же образованная и религиозная, которую все называют ласково «Тойбеле», после внезапного исчезновения мужа оказалась в безвыходной ситуации — по религиозным канонам замуж ее никто не возьмет, пока не будет доказана его смерть.
Из купленной у коробейника книги она узнает о похитившем душу молодой женщины демоне, обращавшемся с ней как муж с женой. Эту историю она в деталях пересказала подругам. А в это время мимо дома Тойбеле проходил помощник учителя каббалист (знаток религиозно-мистического учения) Алхонон, «шлемазл», по мнению окружающих, то есть неудачник. Услышав историю, он решил воспользоваться случаем — прокрался глубокой ночью к Тойбеле, которая ему всегда нравилась, представился повелителем тьмы, града и дождя, грома и злого духа Гурмизахом, и, пригрозив ей страшными мучениями за непокорность, овладел ею.
Взяв слово держать его посещения в тайне, «демон» стал регулярно навещать женщину, ответившую ему взаимностью. В огне взаимной страсти сгорели моральные нормы и строгие религиозные запреты. Тойбеле даже перестало смущать сходство строения тела, привычек, переживаемых «демоном» чувств с обычными людьми, ибо тот убедил ее, что, вступая в связь с земной женщиной, демон принимает человеческий облик.
Он уговаривает ее выйти замуж за бедного «шлемазла», она долго не соглашается, но в конце концов встает под свадебный балдахин -хупу, после того, как дружок Алхонона Менаша изготавливает фиктивное свидетельское показание о смерти мужа Тойбеле.
Но Тойбеле не узнает в новом муже, презираемом ею Алхононе, своего ночного возлюбленного и тоскует о Гурмизахе, на объятия которого страстно отвечала. Эротических сцен в спектакле достаточно, но решены они вполне целомудренно по сравнению со многими современными спектаклями.
Местный раввин (заслуженный артист РФ Николай Панов), подозревая Алхонона в обмане, насильно заставляет того признаться жене, что он — ее «демон». Тойбеле отказывается верить и от горя заболевает. Тогда ребе просит мужа солгать, дать ей уйти из жизни с миром в душе: «Когда человек надевает на себя чужую личину, эта личина становится частью его естества. Притворяясь демоном, ты был демоном. Если ты признаешься, это будет благодеяние, а не грех».
Муж сбрасывает с себя лохмотья, прикрывающие наготу, и предстает перед Тойбеле любящим ее неотразимым демоном, рассказывающем о том мире, где они вскоре встретятся навсегда. Тойбеле счастлива, она умирает, воссоединенная со своим «демоном».