В Уфе обсудили, почему горожан «цепляет» граффити и появится ли в городе туристический маршрут по арт-объектам. В Конгресс-холле накануне представители столичной администрации, художники, студенты вузов и заинтересованные в благоустройстве города жители и компании-партнеры разговаривали о развитии стрит-арта, специфике граффити и перспективах проекта «Уфа в палитре красок».
«Сегодня появилась целая плеяда всемирно известных граффитистов, работы которых продаются за большие деньги. Популярны такие работы, как «Мобильные любовники» в Бристоле, селфи Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, портрет Мусы Джалиля в Москве, портрет маршала Георгия Жукова в Уфе», — открыла мероприятие продюсер проекта «Уфа в палитре красок» Гульшат Булгакова.
По ее словам, в столице Башкирии до лета следующего года планируется расписать 14-20 фасадов. Их тематика разнообразна — это культура, искусство, история, семья, детство, патриотизм, спорт, природа, общечеловеческие ценности.
Гульшат Булгакова добавила, что некоторые сравнивают граффити с наружной рекламой, но это некорректно, так как изображения на фасадах — настоящее уличное искусство.
«В этом году был своего рода всплеск граффити в городе. В администрацию обращались и художники со своими проектами и предложениями, и сами жильцы, оформляя заявку на художественный объект целыми подъездами. Организации-спонсоры также изъявили желание участвовать в благоустройстве города. После анализа ситуации появилась идея — объединить художников, организации и административные структуры. Без привлечения жилищных служб сделать проект в частном порядке невозможно. Мы разработали положение, привлекли к реализации некоммерческого проекта «Уфа в палитре красок» инициативных людей. Гульшат Булгакова взяла на себя роль продюсера этого проекта. Администрация выступает организатором и информационным партнером, осуществляет отбор фасадов и предоставляет их для воплощения творческой идеи. Планируется равномерно разместить по два-три граффити в каждом районе Уфы, но мы не ограничиваем количество», — рассказала замначальника информационно-аналитического управления администрации Уфы Лада Семенова.
По словам художника Олега Кайбышева, он с товарищем, Александром Кайдаловым, «оформляет фасады на фанатском энтузиазме».
«Рисуем граффити обычно несколько дней. «Висим» над изображением по 12 часов в сутки. Много времени уходит на предварительную деятельность — обсуждение эскизов, согласование», — отметил он.
«У жителей есть запрос на большую объемно-пространственную историю. Это своего рода коммуникация на уровне города, точка притяжения, которая объединила всех горожан. Изображения влияют на масштаб наших мыслей. Это же театр, картины, которые интересно рассматривать. Когда город начинает разговаривать сам с собой — это чудесно. Нам очень важна наша городская история, и мы бы хотели принимать в ней участие», — поделилась впечатлениями доцент кафедры архитектуры УГНТУ Юлия Расулева.
«Почему нас цепляют граффити? Они удачно получились, они красивые и качественные. Если бы изображения были сделаны на примитивном уровне, в «кричащем» стиле — они бы не цепляли. Людям они нравятся. Граффити могут подчеркнуть своеобразие нашего города», — считает начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Ильдар Ибрагимов.
Куратор публичной программы Международного градостроительного форума UrbanБайрам Алия Айсина рассказала об опыте воплощения проекта граффити в Салавате, об экскурсиях по крышам в Питере. По ее мнению, в Уфе тоже может появиться туристический маршрут по городу фасадов. Единственное, надо понять, какой месседж каждый рисунок, каждая стена будут направлять зрителям.
Поддержал идею создания своеобразного туристического маршрута по местам размещения граффити и директор Фонда развития городских проектов Владимир Барабаш.
Доцент Башкирского государственного университета Михаил Бреслер предложил обновлять фасады через пять-семь лет. Он высказался против репродукций с открыток.
«Картин так таковых нет. Давайте скажем честно, есть репродукции. Я из тех людей, кто помнит, как это все начиналось. Через три-четыре года эти картины перестанут замечать, изображение «замылится», — выразил он свою точку зрения.
О бюджетной составляющей проекта рассказала директор МБУ «Городская реклама» Римма Зарипова.
«Город не тратит материальные ресурсы. Он предоставляет вышку, технические ресурсы. Бюджет сложно оценить. Одна картина может писаться один-два дня, а есть изображения, над которыми художник работает несколько недель. Многое зависит и от фасада», — сказала она.
О двух новых граффити, которые планируется разместить в Уфе в ближайшее время, рассказали партнеры проекта.
Первое — это портрет Сергея Михалева.
«Сергей Михалев — тренер хоккейной команды «Салават Юлаев», узнаваемая личность, человек, сделавший для нашего города многое. Он подарил нам первое чемпионство в 2008 году. Как вы знаете, произошла большая трагедия, он погиб. В память о нем мы бы хотели нанести на фасад его портрет. С родственниками согласовали, дело немного застопорилось из-за погодных условий и сметы. Думаю, в скором времени все решится», — рассказал представитель компании-спонсора.
Второе — репродукция картины Василя Ханнанова «Ожидание».
«Эскиз уже готов. Мы готовы потратить порядка 250 тысяч рублей на роспись фасада. Мы хотим показать уфимцам, молодежи, что беременная женщина — великая ценность», — отметил партнер проекта.
Вопрос о том, где размещать граффити в столице, как часто и что изображать, вызвал бурную полемику. Участники предложили наносить портреты известных людей — Александра Пушкина, Мустая Карима, Натальи Ковшовой, Мажита Гафури — на фасады домов на улицах, носящих их имена. Также было предложено нестандартно подойти к вопросу и изобразить на фасаде дома по улице Менделеева знаменитую таблицу химических элементов.