22 апреля в 17.00 в Уфимской художественной галерее (ул. Революционная, 34) состоится открытие выставки "BACKGROUND", произведений заслуженного художника РБ, заслуженного деятеля искусств РТ, члена СХ РФ Р.Я. Миннебаева и Н.В. Марочкина.
Ринат Миннебаев и Николай Марочкин не впервые выставляются в тандеме: они уже участвовали в составе групповых выставок «Треш», «Точки прикосновения» и многих других. Очевидно, что сами художники находят много созвучного в мировосприятии друг друга и методах воплощения художественного замысла. Поэтому их сегодняшний дуэт, где партии обоих звучат в унисон, позволяет им полнее выразить общую идею выставки.
Background в широком смысле подразумевает собой все, что относится к связям и опыту человека, человечества в целом. Достаточным ли окажется этот общий опыт, чтобы не только выжить самим, но и сохранить планету?
Ринат Миннебаев, мастер создания рельефных поверхностей из бумаги ручного литья, каждый раз находит в этом гибком материале возможности для рождения новых смыслов. Продолжая размышлять над экологической угрозой и способах выживания человечества, он создает серию работ, где за символическими химерами угадываются звериный оскал раннего капитализма. Рыба, символизирующая природу, оказывается разъедаемой плесенью человеческого существования; нефтяные пятна кавернами зияют в легких; даже крыло ангела больше не осенит нас своим прикосновением – от него тоже остались жалкие останки. Да и зачем нам ангел? Люди давно молятся священным коровам современности: мы видим их на макетах абстрактных городов, в центре которых – культовые сооружения зиккуратов в форме то автомата Калашникова, то кнопки клавиатуры.
Какие следы оставляет человек на теле Земли? Этот вопрос постоянно волнует художника, который заставляет задуматься над ним и зрителей – в продолжающейся серии «Геоглифы», и полиптихах «Следы». Геоглиф – это нанесенный на землю геометрический или фигурный узор. Многие геоглифы такие большие, что подробно их можно рассмотреть только с воздуха, как знаменитые круги на полях. Создав эти схематические планы-рельефы разных городов мира, художник рисует нам альтернативное будущее, в котором полное исчезновение людей может превратить опустевшие города в геоглифические узоры на теле Земли.
Несколько более оптимистичен Николай Марочкин: background запечатленного им человека – некий внутренний вектор, который позволит ему преодолеть собственную разрушительную силу. В его работах сквозь патину времени проступают лица и фигуры. В каждой из них применен прием совмещения двух изображений – современного и старинного, в виде обратной стороны фотографии, где еще различимы подписи, отпечатки, пятна, потеки… Эта давнишняя попытка фотографов сыграть со временем в прятки снова терпит неудачу – промежуток между двумя снимками только кажется долгим, на самом деле по меркам вечности проходит только один миг «между прошлым и будущим». В других его изображениях - легких цианотипиях на акварельной бумаге – отображен иной background, словно чистый лист, в котором жизнь только нарождается.