8 и 9 декабря в Башкирском государственном театре оперы и балета состоится премьера балета «Барышня-крестьянка», балетмейстером-постановщиком которого является заслуженный работник культуры РФ Андрей Меланьин (г. Москва). Постановка реализуется при поддержке Министерства культуры России.
Сотрудничество Башоперы с балетмейстером началось более 30 лет назад, с постановки «Тщетная предосторожность», которую молодой Меланьин поставил вместе с легендарным Юрием Григоровичем. Это была его дипломная работа. Далее на уфимской сцене были «Ходжа Насретдин» на музыку Лейлы Исмагиловой и новая постановка балета «Тщетная предосторожность».
Спустя три десятилетия Андрей Александрович вновь работает с башкирской труппой над новым балетом, где главную героиню зовут также Лиза, как и в первой постановке.
«Две Лизы, с разницей в 30 лет», - отмечает хореограф многолетнюю дружбу с театром.
Лирико-комедийный балет в двух актах по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Автором либретто являются Андрей Меланьин и Ольга Николайчук. По словам балетмейстера, он усилил второстепенные роли и раскрыл их характеры.
«Я с огромным удовольствием перечитал Пушкина, ведь не всё запоминается из школьной программы. Как прозрачно, легко и иронично написано! Пушкин краток, ярок и содержателен. Другого и быть не может!» - рассказал Андрей Меланьин.
Также над новой постановкой работали: дирижёр-постановщик - народный артист РБ, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Артём Макаров, художник-постановщик – советский и российский сценограф, академик Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи.
Оригинальный вариант балета был написан Борисом Асафьевым в 1945 году. В нем не было массовых номеров, что вызвало большую претензию театральных критиков. Поэтому постановщики дополнили свой спектакль музыкой композитора из балета «Пламя Парижа» и его Концертом для гитары, а также произведениями Дмитрия Шостаковича для новых массовых сцен.
«Асафьев был фанат гитары, у него шикарный соль-мажорный концерт, который мы собственно, взяли для пролога. Той песчинкой, из которой рождалась жемчужинка, для музыкальной части балета, является как раз этот концерт. Тема «Барышни» осталась Асафьевская, а крестьянская и гусарская темы, которую мы привносим, сделаны по Шостаковичу», - отметил Андрей Александрович.