«Что ж? После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют, быть может, шестое чувство и разовьют его, но жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая. И через тысячу лет человек будет также вздыхать: «ах, тяжко жить!»... Через миллион лет жизнь останется такою же, как и была; она не меняется, остается постоянною...», – философствует в пьесе барон Николай Львович Тузенбах.
Сегодня, 8 апреля, эти столь близкие нашему времени слова, написанные Чеховым еще в 1900 году, прозвучали со сцены Национального молодежного театра РБ им. М.Карима.
Постановку одного из самых ключевых произведений в творчестве Антона Павловича Чехова на уфимской сцене осуществила Ирина Зубжицкая из Санкт-Петербурга.
Пьеса бесчисленное множество раз ставилась на подмостках как российских, так и зарубежных театров и всегда вызывала живой интерес у публики. С нетерпением ждали премьеру и уфимцы.
Войдя в зрительный зал, зритель сразу же обратил внимание на сценическую площадку, которая не была прикрыта занавесом. Создавалось моментальное погружение в чеховскую атмосферу.
Стоит отметить яркое не по внешности, а яркое по своей эмоциональной окраске сценографию спектакля (художник-постановщик Катерина Андреева). Поржавевшие от времени стены (колонны), расставленные в хаотичном порядке стулья, затуманенное пространство, собранные чемоданы, грязное зеркало – все это точно перекликалось с самой знаменитой, уже ставшей близкой фразой «В Москву! В Москву!».
С самого начала звучала тема невыносимой жажды уехать из этого маленького городка в большую столицу. Ирина (Юлия Абрарова) то и дело прыгала по сцене в радостном настроении, надеясь на счастливые перемены жизни, Ольга (Лада Николаева) сидела на чемоданах, будто перед дорогой, Маша (Светлана Бронникова), пластика которой сродни одинокому черному лебедю, вовсе была закрыта от этого мира, в котором неправильно идут даже часы. Однако такое яркое, праздничное начало (именины Ирины), казалось бы, должно было придать немного вдохновения. Но вскоре все действие превратилось в некий сломанный механизм, как те самые настенные часы в спектакле, но которые не просто остановились, а начали идти назад, не давая возможности сестрам выйти из этого темного пространства.
Уже во втором действии своей экспрессией и неудержимостью актерам удалось передать чувство, которыми были охвачены герои – чувство тревоги. И оно не покидало до самого финала. Пожар в третьем действии заставил всех героев в бешеном ритме бегать по сцене, и ржавые стены начали медленно покачиваться. Стало ясно, что мир героев совсем хрупок, в любую минуту на них может обрушиться то, от чего они пытаются убежать, и обрушивается – в образе Наташи (Карина Ярмеева) в знаменитом зеленом платье с розовым поясом...
На сцене создался единый ансамбль, была проведена большая работа с текстом, постановщики спектакля и сами актеры заложили не мало иронии в чеховских персонажей, также было придумано множество деталей, точно переплетающихся со смыслом произведения.
В пресс-службе театра даже подсчитали, что в спектакле на костюмы было использовано 337 метров ткани, 24 металлических листа преобразовали в декорацию, было изготовлено 33 предмета реквизита, 40 человек трудились над костюмами, декорациями и реквизитом, на репетиции было потрачено всего 52 дня, 6 человек составили постановочную труппу ( в их числе композитор Василий Тонковидов, художник по свету Денис Черепанов, хореограф Александр Родионов).
Всего в спектакле задействовано 18 актеров, вместе с «тремя сестрами» в их числе Лауреат Государственной молодежной премии РБ им. Ш.Бабича Андрей Ганичев (Андрей Прозоров), Карина Ярмеева (Наташа), Азат Маликов (Кулыгин), Салават Нурисламов (Вершинин), Евгений Лопатин (Тузенбах), народный артист РБ Линар Ахматвалиев (Чебутыкин), Дмитрий (Федотик) и Элина (Горничная) Гусевы, народный артист РБ Марат Курбангалеев (Ферапонт), Марина Апраксина (Анфиса), странники – Иванна Калмыкова, Юлия Ныркова, Тигран Довлатбекян. Стоит сказать, что в русскую труппу удачно вписались и актеры башкирской труппы – Вадим Клысов (Соленый) и Рамзиль Сальманов (Родэ).
Отметим, что на сцене НМТ им.М.Карима данная пьеса Антона Чехова ставится впервые. Однако, это не первая режиссёрская работа Ирины Зубжицкой в Уфе. В 2012 году на сцене Молодёжного театра она поставила драму «Гроза» по пьесе Александра Островского.
Напомним, что следующая премьера спектакля «Три сестры» состоится уже завтра, 9 апреля 2017 года.
Автор: Ирина Гайнатуллина
Фото со спектакля.