Переплетение традиций и технологий в проекте «ЭтноКод»
В Республиканском центре народного творчества активно реализуется проект «ЭтноКод: Переплетение миров», одержавший победу в грантовом конкурсе Минкультуры России на реализацию творческих проектов в сфере народного искусства. Этот инновационный проект объединяет традиционное башкирское искусство и современные цифровые технологии. В рамках проекта создаётся уникальная коллекция войлочных костюмов, вдохновлённых образами и мотивами башкирских легенд. Завершающим этапом станет масштабное зрелищное шоу с использованием технологии 3D-мэппинга, где традиции и технологии переплетутся в едином художественном пространстве.
Главным художником проекта стала Алия Байрамгулова - её работа определила визуальный образ коллекции и задала общий художественный тон всему проекту. Мы пообщались с художником, чтобы узнать больше о её подходе к созданию образов и значении визуальной составляющей в контексте проекта.
- Расскажите, пожалуйста, немного о себе и вашем профессиональном пути.
- Я художник кино и театра, а также преподаю живопись, рисунок и композицию в училище искусств. В качестве художника по костюму работаю уже более 10 лет. Участвовала в проектах с такими режиссёрами, как Булат Юсупов, Айнур Аскаров, ставила театральные постановки с Азатом Надыргуловым и Азатом Зиганшиным, сотрудничала и с другими талантливыми режиссёрами.
- Интересно узнать о вашем участии в проекте «Этнокод».
- Проект «Этнокод» вызвал у меня большой интерес и вдохновил. Эта тема мне близка, особенно работа с войлоком - ещё со студенческих времён я занималась этим материалом, создавала несколько работ, мечтала воплотить идею, связанную с войлоком. «Этнокод» дал уникальную возможность не только сделать костюмы из войлока, но и включить в них элементы башкирской культуры. Это действительно интересная задача и важная реализация.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в этом процессе?
- Конечно, процесс непростой. Сложность в том, чтобы сохранить современность и актуальность образов, при этом передать исторические отсылки. Необходимо найти художественное решение, которое будет гармонично смотреться в общем ансамбле, а также подойдёт мастерам народной студии башкирского костюма «Селтәр». Мы продолжаем искать оптимальные варианты, чтобы всё было не только красиво, но и удобно.
Планируем встретиться с опытными мастерами по работе с войлоком, чтобы они могли дать профессиональные советы, поделиться нюансами. Ведь придумать и нарисовать это одно, а реализовать проект это совсем другое. Всегда важно взаимодействие со швеями и мастерицами: порой готовые костюмы отличаются от первоначальных эскизов. Это становится настоящей совместной работой художника и ремесленников.
Моя задача - следить за общей стилистикой, чтобы костюмы не выглядели разрозненно, а составляли целостную коллекцию, гармонирующую с декорациями и общей концепцией проекта.
- Помимо участия в проекте «Этнокод», вы также задействованы в других творческих начинаниях. Особенно интересно ваше сотрудничество с известной группой «AY YOLA».
- Работаю сразу в нескольких направлениях. С башкирской фолк-группой «AY YOLA» снимали клип на песню «Хомай». Уже сняли второй клип, сейчас готовим третий и четвёртый. Процесс получается довольно насыщенным. Группа «AY YOLA» популяризирует культуру башкир, эпос «Урал-Батыр», что сейчас особенно актуально. Они показывают, что интерес к своим корням не угас, а, наоборот, становится важным для многих людей.
Сейчас также готовлюсь к съёмкам фильма «Атайсал» с Рустемом Шайхутдиновым, где буду главным художником-постановщиком. Параллельно занимаюсь преподавательской деятельностью в училище искусств - идут сессии, экзамены. На первый взгляд, это разные сферы, но каждая из них обогащает меня новыми знаниями и опытом.
- Вы называете народный костюм «кодом». Что именно он кодирует, и как можно его «прочитать»?
- В одной из их песен группы «AY YOLA» есть строка: «Кто ты, спросила я». Эти слова задевают за живое. Сейчас многие задумываются: кто я, откуда мои предки, что я несу и зачем живу. Костюм же является своего рода кодом, подобно письменности. Даже если письменных источников не сохранилось, остались костюмы - рубашки, орнаменты, детали одежды. Они содержат информацию о людях, их истории, верованиях, эпосе. Через орнаменты и элементы одежды мы можем понять, кто были наши предки и что хотели передать потомкам. То есть одежда - это не просто украшение или средство удобства. Это настоящий зашифрованный код, который передаёт знания и опыт наших предков из глубины веков в наше время.