В этом году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося актера, режиссера, драматурга и педагога Вали Галимова.
Вали Гирфанович родился в 1908 году в деревне Сатламышево Ивановской волости Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Высокогорского района Республики Татарстан).
В своих воспоминаниях он пишет, что учился у прекрасных педагогов Валиуллы Муртазина-Иманского и Макарима Магадеева, благодаря которым открылись дарования многих башкирских актеров, впоследствии прославивших национальную сцену. Словно студийцы Леопольда Сулержицкого при МХАТе, первые студенты театрального отделения уфимского техникума также обожали и боготворили своих педагогов. С этих подмостков и началась карьера Вали Галимова.
Заслуженный артист РСФСР (1955), народный (1944) и заслуженный артист БАССР (1940) — он блестяще мог сыграть и комические роли, и героико-романтические характеры, и отрицательные образы злодеев. У него было очень живое, подвижное тело и «эластичное» лицо, из которого актер буквально «лепил» характеры.
В труппу Башкирского театра драмы он был принят сразу по окончании театрального техникума. И прослужил здесь вплоть до 1971 года.
В историю башкирского театра Валиахмет Галимов вошел не только как неповторимый актер уникального дарования, но и как режиссер и талантливый руководитель, сыгравший значительную роль в становлении и развитии национального искусства. По свидетельству профессора Суфии Кусимовой, Вали Галимов был «последовательным собирателем и воспитателем творческих сил». Исследователь пишет, что, бережно сохраняя традиции своих предшественников, «он думал и о завтрашнем дне, поддерживая новые начинания молодого поколения актеров, режиссеров и драматургов, чей творческий потенциал преобразит художественный облик башкирской сцены 60-70-х годов».
Как отмечали его современники, он был человеком слова, волевого характера и неоспоримого авторитета. В башкирском театре его называли по-родственному «Вали-агай», но в то же время боялись и уважали.
В Башкирском академическом театре драмы Вали Галимов поставил свыше полусотни спектаклей. Из них большая часть по национальной драматургии. Его заслуга состоит в том, что он первым осуществил постановки пьес Мустая Карима «Похищение девушки» (1958), «Неспетая песня» (1961), «Страна Айгуль» (1968), Ангама Атнабаева «Он вернулся» (1960), «Суд матери» (1964), «Шункар» (1967), «Песня о любви» (1968), отдельных пьес Нажиба Асанбаева, Асхата Мирзагитова, Ибрагима Абдуллина, Суфияна Поварисова и других.
Вали Галимов занимался поиском современных башкирских пьес — много читал, общался с драматургами, дописывал, переделывал и доводил «до ума» их творения.