Накануне 75 лет исполнилось музыковеду, доктору искусствоведения, профессору, заслуженному деятелю искусств РБ Евгении Скурко.
Евгения Романовна Скурко - российский музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Уфимской государственной академии искусств, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2014). Член Союза композиторов РБ и РФ.
Е. Р. Скурко в 1965 году окончила Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории (Минск) как пианистка и теоретик, а в 1970 году теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу доктора искусствоведения В.П. Бобровского. Тема дипломной работы «О некоторых принципах развития в “Рапсодии на тему Паганини” С. Рахманинова» затем была продолжена в многочисленных статьях о творчестве композитора, а также в кандидатской диссертации «О роли вариантно-вариационного метода развития в инструментальной музыке С. Рахманинова», выполненной на кафедре полифонии и анализа Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных под руководством В.П. Бобровского. Защита диссертации состоялась в 1979 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания (ныне – Государственный институт искусствознания, Москва). Докторскую диссертацию «Башкирская академическая музыка: пути становления» Е.Р. Скурко защитила в 2004 в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
В 1985 году была принята в Союз композиторов СССР. Неоднократно избиралась членом Правления СК РБ, возглавляла музыковедческую секцию.
Евгения Скурко – автор более 150 работ в разных жанрах. Её статьи, рецензии, исследования, критические обзоры, творческие портреты, интервью с композиторами и деятелями культуры, опубликованные в сборниках «Композиторы Российской Феде-рации», «Музыка России», журналах «Советская музыка», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», а также в многочисленных собраниях материалов международных и всероссийских конференций, отражают широкий круг профессиональных интересов музыковеда.
Значительную область составляют теоретические работы, посвященные проблемам стиля, и формообразования в творчестве С. Рахманинова, теории вариантной формы. Другая область связана с вопросами современной музыкальной культуры. В центре внимания Е. Скурко оказываются «тектонические» процессы, происходящие в башкирской музыке на протяжении последней трети ХХ века.
Важнейшей областью профессиональной деятельности Евгении Романовны является педагогическая. С 1971 года работала на кафедре истории теории и композиции, а затем на кафедре теории музыки в Уфимском государственном институте искусств.