30 сентября – 1 октября в Уфе состоятся гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На сцене Башкирского государственного академического театра оперы и балета знаменитый коллектив покажет спектакль «Красная Жизель».
Ценители танца познакомятся с кардинально переосмысленной постановкой на музыку П. И. Чайковского, А. Шнитке и Ж. Бизе, воплощающей неповторимый хореографический стиль всемирно известной труппы.
Зрители впервые увидели «Красную Жизель» в 1997 году. Спектакль повествует о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой. История жизни выдающейся танцовщицы, которая попала в революционный водоворот, эмигрировала из России и, пройдя череду личных драм и потрясений, очутилась в стенах лечебницы для умалишенных, была тонко прочувствована и виртуозно поведана Борисом Эйфманом. Средствами пластики психологического балетного театра в спектакле передана трагедия беззащитности обладательницы блестящего дара перед ударами рока, гнетущими воспоминаниями и страхами.
«Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил ее. Эмиграция принесла не только разочарования – как творческие, так и личные – но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой – великой балерине с трагической судьбой», – отметил Борис Эйфман.
За годы сценической жизни первоначальный вариант постановки совершил триумфальное шествие по престижным площадкам США, Канады, Великобритании, Италии, Испании, Германии, Польши, Швейцарии, Японии, Китая, Израиля и многих других стран. Показом «Красной Жизели»труппа в апреле 1998 года труппа дебютировала в Нью-Йорке. В рецензии на спектакль авторитетное издание TheNewYorkTimes писало: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».
Спустя почти три десятилетия после премьеры творческий лидер Театра «заново сочинил» «Красную Жизель», значительно изменив ее хореографическую партитуру. Премьерные показы новой версии спектакля «Красная Жизель» состоятся в конце августа 2025 года в Александринском театре. Усовершенствованию подверглось и художественное оформление знаменитой постановки. В своем модернизированном виде декорации и костюмы Вячеслава Окунева, а также световое решение за авторством Глеба Фильштинского и Бориса Эйфмана ярко отражают выразительные возможности современного сценического искусства.
«Мы покажем непросто восстановленный спектакль, а абсолютно оригинальный, новый балет на уже ранее исследованную мною тему», – подчеркивает хореограф.