14 июня в Большом зале нового здания Камаловского театра состоялся показ спектакля-коллаборации по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня» Башкирского театра драмы им. Мажита Гафури и Марийского национального театра драмы имени Шкетана, созданного при поддержке Ассоциации национальных театров России.
Это третий вариант постановки: спектакль уже существует на башкирском и марийском языках. На «Наурузе» он был представлен в новой межнациональной версии. Впервые на одной сцене встретились 16 актёров из двух театров – Башкортостана и Марий Эл. Единственный генпрогон объединенного спектакля состоялся в Уфе. Показ в Казани стал событием как для зрителей, так и для артистов.
«На базисах национальных театров мы постарались найти нечто единое и универсальное для всех народов. Неважно, на каком языке говорит душа, она говорит на языке образов чувств, эмоций, – рассказал режиссер Степан Пектеев. – Мы выпустили сначала марийскую версию спектакля, потом башкирскую. Это две вариации одного спектакля, но разные. По задумке планировалось поставить 2 спектакля, а потом сделать версию, где будут участвовать артисты двух театров. Когда дошло дело до момента, когда нужно было срастить два эти разных спектакля, возникла идея идти не по методу отбора и разделения: половина артистов, говорящих на башкирском языке, вторая половина на марийском языке. Мы решили, что, каждого персонажа сыграют одновременно два артиста. Так возникла третья версия спектакля. Спектакль в Казани играют с полными составами артистов обоих театров».
Он также отметил, что очень интересно наблюдать за сближением двух трупп и за тем, как складывается диалог между артистами, театральными школами и культурами.
Важную роль в спектакле играют свет и музыка. В спектакле использован иммерсивный звук, который окружает зрителя со всех сторон, благодаря этому он становится действующим лицом спектакля.
В башкирском варианте спектакль играют в камерном формате, зрители сидят на сцене, их окружает дополнительный звук. На сцене нового здания Камаловского театра дополнительное оборудование выставлять не пришлось, в здании установлена многоканальная звуковая система.
По словам режиссера Башкирского театра драмы им. Мажита Гафури Айрата Абушахманова, башкирский «Дядя Ваня» играется при аншлагах, со зрителями на сцене, где помещается 150 человек.
Показ на XVII Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» прошел при полном аншлаге, в зале царил неподдельный интерес к формату театрального диалога между культурами. После показа артисты услышали благодарственные аплодисменты и добрые отзывы. В сентябре спектакль «Дядя Ваня» приглашен на XVI Международный театральный фестиваль «Александринский» в Санкт-Петербург.