Сегодня свой юбилей отмечает народная артистка Башкортостана, ведущая актриса Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури Рамзия Хисамова.
Рамзия Исламовна Хисамова родилась 18 августа 1947 года в селе Старохалилово Дуванского района Башкирской АССР. Работает в театре с 1996 года, после окончания Уфимского училища искусств. Первым успехом актрисы стала ее дебютная роль Нэркес («Нэркес», И. Юмагулов), за исполнение которой она была награждена дипломом I степени на российском смотре драматических спектаклей в Москве (1967 г.). Работала также в Татарском театре имени Галиаскара Камала в Казани с 1971 по 1975 годы.
Башкирский прозаик, драматург, публицист Газим Шафиков в своей статье на страницах газеты «Известия Башкортостана» отметил проникновенную игру юной актрисы в спектакле «Нэркес»: “Мало кто из завзятых театралов не запомнил пленительную Нэркэс Р. Хисамовой в одноименной драме И. Юмагулова. Почему? Любовь рвалась у Рамзии, как лава вулкана, и лучилась, как свет. Она заставляла трепетать даже заскорузлые души и зачерствевшие сердца. Именно в этом была сила созданного актрисой образа”.
За более 40 лет театральной деятельности Рамзии Хисамовой создано свыше 80 разноплановых сценических образов из башкирской, русской и зарубежной классики, пьес современной драматургии. Среди них - Зубаржат ("В ночь лунного затмения", М.Карим), Дочь ("Забытый всеми", Н.Хикмет), Натали ("Жили бы как люди", Н.Терентьев), Агазия ("Не бросай огонь, Прометей!", М.Карим), Саша ("Иванов", А.П.Чехов), Галина ("Мы вернемся", А.Карнай), Илона ("Чужая звезда-Хозяйка Нисковуори", X.Вуолийоки) и многие другие. Точность характеристик персонажей проявляется у Рамзии Хисамовой в создании образов в таких жанрах как драма и трагедия, где актрису отличает глубокое проникновение в образ. Это, прежде всего, Хадия ("Хадия", Г.Шафиков), Танкабикэ ("В ночь лунного затмения", М.Карим), Мать ("Недоразумение", А.Камю). В них определились главные темы творчества Р.Хисамовой - верность традициям башкирского сценического искусства, утверждение нравственно-эстетических устоев и оптимизм.
Благодаря природному самобытному таланту, способности к импровизации, актриса плавно и органично перешла к ролям возрастного плана. Она мастерски создала такие запоминающиеся роли как Фатима в спектакле "Выходили бабки замуж" Ф. Булякова, Шамсебикэ - в "Любви все возрасты покорны" Н. Гаитбая, Залифа - в "Стране Айгуль" М. Карима, Старуха - в "Птицы возвращаются к гнездам" Ш. Рахматуллина и во многих других спектаклях. Ее работы в телефильмах "Волчья стая" В. Быкова (Клава), "Кинзя" Г. Ибрагимова (Юлбикэ) и другие также ярко свидетельствуют о широте амплитуды дарования актрисы.
Будучи зрелым мастером, Рамзия Исламовна успешно закончила режиссерское отделение Уфимского государственного института искусств. Ее дипломная работа - спектакль "Межа" по пьесе М. Абузарова, поставленная в Стерлитамакском башкирском театре драмы, стала событием в театральной жизни республики тех лет, о чем свидетельствовали многочисленные отзывы в СМИ.
За последние годы Рамзия Хисамова сыграла ряд ярких характерных и комических ролей в спектаклях «Одолжи мне жеребца» (Р. Кинзябаев, режиссер – М. Рабинович), «Сорок свечей надежд твоих» (Ф.Буляков, режиссер – Г. Ильясова), «Эх, невестугка, невестушка» (.Х.Зарипов), «Голубушки мои» (Ф.Буляков), «Моя семья» (Т. Давлетбердина), «Однажды в санатории..» (Н. Гаитбаев), «Мактымсылу, Абляй и Кара юрга» (Т. Гарипова) и другие.
Событием в сценическом искусстве республики стали постановки народной трагедии Г. Шафикова «Аттила» и драмы А. Атнабаева «Утраченные грезы», где Рамзия Хисамова сыграла роли Фатанат и Гизельбанат – полные духовной стойкости и мудрости собирательные образы башкирских женщин.
Интернет-портал «Культурный мир Башкортостана» поздравляет Рамзию Исламовну с юбилеем и желает крепкого здоровья, долгих лет жизни и неиссякаемого оптимизма.