Открытие выставки «Искусство Японии» БГХМ им. М.В.Нестерова

Открытие выставки «Искусство Японии» БГХМ им. М.В.Нестерова

Выставка «ИСКУССТВО ЯПОНИИ» является частью коллекции восточных стран в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. 

В экспозиции – 55 произведений, большая часть из которых показана впервые. Среди них образцы разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства: скульптура малых форм, графика, а также художественная бронза, фарфор, перегородчатая эмаль, мебель, холодное оружие, ткани и вышивка. По временной протяженности выставка охватывает период с XVII по XXI века и даёт представление о специфике национального художественного мышления и традициях художественных ремёсел.Коллекция восточных стран и в частности Японии начала складываться в 1920-е годы. Большее количество экспонатов поступило из Уфимского «ГУБ ЧКа» (Губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с бандитизмом) и собрания Уфимского губернского музея. В 1926 году собрание пополнилось произведениями из Государственного Московского музейного фонда. Значительная часть предметов была приобретена в 1920-е – 1940-е годы у частных лиц. Коллекция формируется и сегодня.

В связи с правилами Международного конкурса печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL», проходящего каждые три года в Уфе, все работы, участвующих в конкурсе, поступают в фонд художественного музея им. М.В. Нестерова, благодаря чему коллекция стран Востока пополняется графическими произведениями современных японских мастеров.
Япония – самая маленькая из стран Дальнего Востока, расположенная на четырех крупных и многочисленных мелких островах к востоку от азиатского материка, за что и получила название «Страна восходящего солнца». Её искусство складывалось в особых природных и исторических условиях: островное положение страны обеспечивало ей обособленность от других земель, а близость к материку способствовала установлению контактов с Китаем и Кореей. На протяжении столетий духовная и художественная культура Японии впитывала философские и эстетические основы более древней китайской цивилизации, но по-особому преломляла ее идеи и находила им своеобразное воплощение. 
В японском языке изобразительное искусство живопись, скульптура и прикладное назывались одним словом – «бидзюцу», что значит «украшать». Знаменитые художники создавали одновременно прекрасные произведения живописи и изделия из лака, расписывали кимоно и ширмы. Именно поэтому прикладное искусство Японии отмечено тонким художественным вкусом и изысканной простотой. 
Японская бронзовая скульптура малых форм относится к числу предметов, которые ярко характеризуют национальные традиции, эстетику, бытовой уклад страны и отвечают представлениям японцев о прекрасном. На выставке показаны фигуры глубоко чтимых в стране образов – Бога счастья – Дайкоку, восседающего на куле с рисом и деревянным молотком в руке; старейшего божества Японии – старика Дзё, которого по традиции представляют в паре со старухой Уба (ее фигура, к сожалению, отсутствует). Их парное изображение, называется «Йотомба», что является символом супружеского счастья и долголетия. Дзё изображён с бамбуковыми граблями, которые являются магическим атрибутом, позволяющим загрести удачу, добиться приращения благосостояния.
Искусство бронзового японского литья также представлено скульптурой божества милосердия – бодхисаттва Каннон (китайская Гуаньинь). Её почитание пришло в Японию из Китая. Внимающая всему миру бодхисаттва наделена лучшими женскими качествами – состраданием, милосердием, и любой человек, покликавший её в беде, получит от неё помощь и защиту. На Востоке верят, что Каннон является на волнах, верхом на карпе или драконе, чтобы спасти тех, кто взывает к ней в момент опасности. 
В экспозиции выставки представлена также деревянная скульптура. Во второй половине XVIII – начала XIX века традиционная японская миниатюрная скульптура – нэцкэ утрачивают ряд специфических черт, превратившись в аналог станковой миниатюрной скульптуры – окимоно. Как вид миниатюрной пластики, предназначенной для украшения жилья, окимоно получили распространение приблизительно в XVI веке, когда в архитектуре жилища обустраивается специальная ниша – токонома. Для изготовления окимоно использовали слоновую кость, различные породы камня и дерева. На выставке представлена фигура Хотэя (полотняный мешок). В японской мифологии это один из семи богов счастья, бог изобилия, олицетворяющий также общительность и веселость. 
Художественный фарфор, несомненно, являет собой одну из самых значительных составляющих традиционной культуры Японии. На сегодняшний день его история насчитывает уже четыре столетия. Фарфоровые изделия Японии отличаются многообразием форм и стилей декора, а также широким диапазоном технических приёмов орнаментации. В целом они дают уникальную по самобытности картину, в которой в равной степени нашли отражение непосредственные влияния китайских классических образцов и их творческая интерпретация, типичные для всего дальневосточного ареала мотивы и особая образная система, обусловленная особенностями национальной эстетики. Родиной японского фарфора считается маленький городок Арита в провинции Хидзэн (ныне префектура Сага) в северной части острова Кюсю. Фарфоровые изделия Ариты и её окрестностей продавались через порт Имари, по названию которого изделия XVII–XIX получили такое наименование, а с 1868 года и по настоящее время – Арита. 
Главной экспортной продукцией ко-Имари (старые Имари; 1650-1720) стали грандиозных размеров монументальные вазы, предназначенные для украшения парадных залов европейских дворцов. В основе их колористической гаммы – традиционная для фарфора ко-Имари комбинация синего и красного. Представленная на выставке парадная ваза, является самым ранним произведением, относящимся к периоду конца XVII – начала XVIII века.
Большой интерес представляет фаянс провинции Сатсума. В XIX веке в русле художественных традиций, сложившихся в искусстве фарфора, получила развитие керамика провинции Сацума, которую некоторые западные специалисты причисляют к протофарфору, а в отечественном искусствознании обычно называют фаянсом. Фаянс Сацума стал своеобразной визитной карточкой Японии конца XIX – начала ХХ века и приобрел неслыханную популярность среди западных коллекционеров и ценителей японского искусства. 
Техника перегородчатых эмалей юсэн-сиппо попала в Японию из Китая в XVI веке. На медную, бронзовую или латунную основу крепились тончайшие металлические проволочки, которые образовывали крохотные ячейки, заполнявшиеся затем разноцветными эмалями. После обжига, как правило многократного, они прилипали к поверхности, после чего изделие полировали до тех пор, пока не стиралась расплывшаяся за границы ячеек стекловидная масса эмали. В экспозиции – яркие образцы перегородчатых эмалей так называемого декоративного стиля, когда поверхность металлического предмета, полностью покрывается прихотливо сплетённым кружевом узоров, среди которых цветы, птицы, бабочки, фениксы, растительные завитки.
Холодное оружие японских мастеров представлено церемониальным мечом тати, искусно украшенным резьбой по кости. Тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора, а также в качестве дорогих подарков.
Гравюра или укиё-э в Японии получила самое широкое распространение в XVIII веке. В экспозиции представлена гравюра периода Мэйдзи (1868-1912), когда появляются новые темы и сюжеты. Две войны, которые Япония победоносно выиграла – Китайско-Японская (1894-1895) и Русско-Японская (1904-1905) инспирировали появление нового жанра – сэнсо-га (изображение войны).
Одним из любимых образов искусства в Японии был дракон. В этой стране драконы столь же популярны и любимы, как и в Китае. Мифы о японских драконах объединяют местные легенды с историями о драконах из Китая, Кореи и Индии. Иконографический стиль японского дракона сложился под сильным влиянием китайского. Как и другие азиатские драконы, большинство японских – это божества водные, которые ассоциируются с выпадением осадков и водной стихии – морем, рекой, озером, колодцем. Типичный облик японского дракона – это крупное, бескрылое и змеевидное существо с когтями на лапах, причём пальцев и когтей на каждой лапе – по три. Особое распространение получил мотив «дракон, гоняющийся за жемчужиной». Пара «дракон и жемчужина» представляют собой комбинацию элементов, заимствованных из разных традиций: дракон – из китайской мифологии, а жемчужина – из буддийской иконографии. Жемчужина происходит от буддийского понятия чинтамани – драгоценности, исполняющей желания (яп. Ходзю), которую держит в руках ряд буддийских божеств. Языки пламени вокруг неё олицетворяют её магическую силу. На выставке изображение дракона можно увидеть на стенках стакана для кистей, в деревянной резьбе шкафа и в форме бронзового подсвечника и вазы.
Цветочные мотивы – самые распространённые в японском искусстве. Многие цветы символизируют различные благопожелательные значения. Например, пион – пышность, богатство и процветание. Королевой осени является хризантема. Лотос – воплощение чистоты и символ победы буддийского учения над невежеством. Каждое из этих растений доносит до зрителя красоту природного мира, вызывая определенные эмоциональные и эстетические ощущения. Цветы настолько любимы японцами, что у них даже сложился цветочный календарь, в котором конкретный цветок (иногда в паре с птицей) соответствует определенному месяцу года. 
Мебель, искусно декорированная резьбой в виде драконов и цветочными мотивами, изготовлялась в связи с большим спросом у европейских заказчиков. В традиционном японском доме практически не было постоянной мебели, ширмы же использовали повсеместно, украшая их живописью и вышивкой. 
Памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства Японии дополнены в экспозиции выставки графическими произведениями современных мастеров. Это участники Международного конкурса печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL» – ТОМИЮКИ САКУТА, ФУДЗИМОТО КИЁКИ, ФУКУДА МИНА. Япония на сегодняшний день в этой области является ведущей страной. Произведения современных графиков прекрасно дополняют старинные предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства и демонстрируют преемственность эстетических принципов.

Капина Татьяна Николаевна, куратор выставки кандидат искусствоведения,научный сотрудник БГХМ им. М.В. Нестерова

http://museum-nesterov.ru/ 

Открытие выставки «Искусство Японии» БГХМ им. М.В.Нестерова

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb