9 мая на сцене ГКЗ «Башкортостан» Государственный академический ансамбль имени Файзи Гаскарова впервые представил хореографическую композицию «Во имя жизни». Премьера посвящена теме специальной военной операции.
Автор идеи, постановщик – директор ансамбля Назир Байзигитов, сопостановщик – Константин Диденко (Москва), композитор – руководитель оркестра ансамбля Файзи Гаскарова Раиль Мурсалимов.
В начальной сцене композиции женщины плетут маскировочные сети. Их охватывают воспоминания и чувства волнения, веры и любви, затем они вновь возвращаются к работе… На фоне тревожной музыки появляются бойцы, идущие в наступление. Гремит взрыв, далее воинов приводят в чувства любящие их женщины: белыми платками, будто ангелы, они возвращают мужчин к жизни. Платок здесь – символ защиты, преданности и любви.
Гаскаровцы прониклись идеей постановки. Артисты рассказали, что танец особенно тронул их, потому что он рассказывает о событиях, которые происходят сейчас: это не память о прошлом, а наша сегодняшняя реальность.
- Идея пришла во время моей поездки в Луганскую область в сентябре 2023 года: тогда я передал нашим землякам-военнослужащим автомобиль от имени ансамбля. В октябре мы с гаскаровцами побывали с гастролями в городах Запорожья Бердянске и Мелитополе, а также в подшефном городе Республики Башкортостан - Красном Луче. Тогда я много общался с нашими бойцами, они делились своими историями, мыслями. Я проникся духом единства ребят. Друг рассказал о том, как он сообщил семье о решении идти добровольцем: «Было непросто, но песня, которая зазвучала в момент нашего разговора и её слова помогли нам понять друг друга!» – сказал он. После этих историй у меня возникла мысль о музыкальной составляющей, зародился мотив мелодии. По возвращении я поделился идеей с композитором ансамбля Раилем Фаритовичем Мурсалимовым. Для постановки я пересмотрел много видеоуроков, обратился к товарищу, который подсказал, как можно совместить современный стиль с боевым. В качестве сопостановщика я пригласил своего московского коллегу Константина Васильевича Диденко, с которым мы успешно сотрудничали при создании балета-сказки «Двенадцать месяцев», – рассказал Назир Байзигитов.
- При постановке я говорил ребятам, что это не танец и не хореография, это – эмоциональное состояние целого народа. Я приехал в Уфу уже в третий раз за творческий сезон, с большим желанием работать и всех увидеть: сердце открыто и с удовольствием летит сюда. С ребятами приятно и работать, и общаться, но работы было так много, что вне творческого процесса редко удавалось даже просто поговорить. Надеюсь, эта композиция будет принята и понята и юными зрителями, и старшим поколением, - рассказал о постановке Константин Диденко.
- Создание музыки началось еще зимой, в конце января. Музыка должна была стать отражением тех трудностей, с которыми сталкиваются бойцы, тяжелых мыслей, с которыми они живут и переживаний каждой семьи за своих сыновей, мужей и отцов. Я считаю, эта хореографическая постановка передает боль всей страны без слов, — говорит автор музыки Раиль Мурсалимов.
Финальная сцена композиции не оставляет никого равнодушным. После возвращения солдат и воссоединения любящих людей, появляется девушка, которая ищет среди бойцов своего любимого. Он немного задержался, но вернулся живым и невредимым: произошла долгожданная встреча. Вскоре рождается новая семья.
Этот финал дает каждому зрителю надежду и силы не опускать руки и верить в лучшее – в жизнь. Тяжелое ожидание обязательно сменится счастьем.