В Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан состоялись предпремьерные показы спектакля «Зыковы» по одноимённой пьесе М. Горького. Над новым спектаклем работает талантливая команда молодых театральных деятелей из Санкт-Петербурга: художник-постановщик Александр Мохов, художник по костюмам Мария Лукка, композитор Виталий Истомин и художник по свету Игорь Фомин во главе с режиссёром-постановщиком, номинантом Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска», главным режиссёром Русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны) Денисом Хуснияровым.
В спектакле задействованы: заслуженный артист РФ, народный артист РБ Александр Федеряев (Антипа), народная артистка РБ Ольга Лопухова (Анна Целованьева), заслуженные артисты РБ Тимур Гарипов (Муратов), Сергей Басов (Тараканов) и Николай Рихтер (Хеверн), актеры Иван Овчинников и Михаил Веселов (Михаил), Дарья Филиппова (Павла), Софья Венедиктова и Анна Бурмистрова (Софья), Олег Сальцын (Шохин), Юлия Тоненко (Степка).
Авторы постановки обратились к пьесе Максима Горького «Зыковы», написанной ещё в 1912 году, в период предвоенного нравственного и духовного упадка общества, когда на территории Российской империи царила атмосфера растерянности и депрессии. Героями истории становятся домочадцы лесопромышленника Антипы Зыкова, который намеревается женить своего сына Михаила на дочери мещанки Анны Целованьевой – Павле. Но страсть Антипы к будущей невестке, граничащая с одержимостью, приводит к неминуемой трагедии.
В интерпретации Дениса Хусниярова на первый план выдвигаются человеческие взаимоотношения: тема отцов и детей, верности и предательства. На протяжении всего спектакля пунктиром проходит конфликт между Антипой и Михаилом. Приближая к развязке, режиссёр вынуждает зрителя задаваться вопросом, что именно стало причиной, какие обстоятельства (вне действия) могли быть толчком к уничтожению семьи?
Действие спектакля происходит в импровизированном лесу. Герои блуждают между «деревьями», обращаясь друг к другу, говорят в пустоту зрительного зала. Создаётся ощущение глубокой пропасти между ними, лес становится лабиринтом между сердцами близких людей. Деревья, сменяя картины, двигаются по кругу, а во втором акте и вовсе дают крен. Они предвещают беду, всё больше нагнетая тревожную атмосферу, и давят, готовые обрушиться в любую минуту.
«Бытовая история выплёскивается за стены дома и растворяется в окружающем мире, потому что такие проблемы могут быть в любой семье, в равной или не в равной степени. Это интересно, это свежо и соответствует нашему времени, чтобы и молодёжь смотрела классические произведения, училась не повторять ошибок наших героев», – отмечает исполнитель роли Антипы Зыкова Александр Федеряев.
Световое решение выдержано в минималистическом стиле. Направленные горизонтально прожекторы будто скрывают истинные эмоции действующих лиц. Яков Шохин, которого Павла безапелляционно осуждает за убийство, всегда остаётся в тени зрительного зала. Лишь однажды, объясняясь с сестрой Антипы, Софьей, он выходит на свет. Важную роль в воплощении режиссёрского замысла также играет музыкальное оформление. В спектакле звучит как фоновая музыка, так и живое пение и игра на гитаре Михаила и лесничего Муратова.
«Хорошая литература в театре – это всегда большой плюс. Её приятно и произносить со сцены, и слушать в зале. Мы, возможно, заполняем те пробелы образования, которые были в школе, в институте, в частности, в литературном плане. Приятно, что классический репертуар потихоньку опять возвращается на сцену», – сказал Александр Федеряев.
Предпремьерные показы спектакля «Зыковы» прошли с большим успехом. Зрители чутко откликались на происходящее и благодарили артистов бурными овациями.
Уфимцы и гости столицы смогут также познакомиться с премьерой осенью, в новом сезоне Русского драматического театра Республики Башкортостан.
Динара Юзлекбаева
Фото: Булат Гайнетдинов