27 марта весь культурный мир планеты отмечает Всемирный день театра. Уфа - театральный город со славными традициями. Сейчас, например, на разных сценах нашей столицы проходит республиканский театральный фестиваль «AРTылыш FEST».
С чего начинается театр? Конечно, не с вешалки. Театр начинается с огромной любви к этому искусству всех, кто там служит. И у многих актеров эта любовь зарождается и вырастает в детских театральных кружках и студиях. В Национальном молодежном театре РБ им. Мустая Карима яркой жизнью блистают аж две такие детские студии.
Художественным руководителем театральной студии «Апельсин» является примадонна НМТ, заслуженная артистка РФ Людмила Воротникова. А Студией детского мюзикла руководит народная артистка РБ, великолепная «поющая» актриса башкирской труппы НМТ Гульшат Гайсина. Сегодня мы расскажем о студии «Апельсин», к рождению которой в свое время, так уж получилось, самым прямым образом была причастна автор этих строк.
Это сейчас в Уфе огромное множество курсов актерского мастерства, студий и детских театров. Спасибо Константину Хабенскому с его глобальным культурным проектом! А всего пятнадцать-шестнадцать лет назад мест, где можно было постигать искусство Мельпомены в нашей столице, можно было пересчитать по пальцам. Первый раз я взяла младшую дочь в Молодежный театр в три года, и мы пошли на «Тиля Уленшпигеля» в НМТ. Спектакль был мощный, там блистал Андрей Ганичев, а Эвелинка не могла оторвать глаз от сцены… Но постановка шла, кажется, аж три часа и после первого антракта ряды в зрительном зале немного поредели. «Доченька, устала? Пойдем домой?» «Мааам, ну пожалуйста, останемся! Мне так интересно!» Я гордилась своей трехлеткой и стала брать ее в Башоперу, НМТ, Кукольный театр…
В школе нам невероятно повезло с классом. Талантливые дети прекрасных родителей уже в начальных классах 39-й гимназии неплохо пели, танцевали, занимались в музыкальных школах. Идея поставить с классом на школьной сцене мюзикл пришла ко мне в классе втором и была принята детьми и родителями с восторгом. Основу сценария «Муха-цокотуха» я нашла на просторах интернета, немного его переделала, дописала тексты пяти песен сама, положив их на музыку популярных детских шлягеров, и мы приступили к распределению ролей, пошиву костюмов и поиску элементов сценографии в виде самовара. Эва получила роль Мухи, что мне казалось логичным. Чья мама режиссер (не будем вспоминать Ленком и дочку Марка Захарова), у того и завидная главная роль. Каждая придумка радовала. Как сделать мухе крылья? Господи, когда я нашла на нашей строящейся даче идеальную по диаметру проволоку, то безумно обрадовалась. Наверное, я была бы менее счастлива, если бы нашла валяющийся на земле бриллиант на пять карат. Смастерила крылья, обтянула их сетчатой эластичной тканью, пришила широкие резинки. Сольные партии Эвы репетировала с ней моя подруга, солистка Башоперы Олеся Хуснутдинова.
Ах, как хорошо звучал дуэт Мухи с Пауком под 40-ю симфонию Моцарта! Милая, мягкая Олеся не смогла устоять и перед моим напором, и я уговорила еще ее подпеть квартету тараканов:«У дедушки за печкою компания сидит, и распевая песенки, усами шевелит…» Так что в нашем мюзикле была даже приглашенная живая звезда с чудесным сопрано.
Еще нам подыгрывал на гитаре один папа. Мюзикл имел в школе грандиозный успех, и нас попросили несколько раз потом исполнить его. Как раз в 39-й состоялся съезд директоров школ Уфы, и многие не поверили, что это дети одного класса, а не сборный коллектив талантов параллели.
Но... К четвертому классу страшно захотелось, чтобы наших детишек возглавил профессионал.
Молодежный был в шаговой доступности, и мне подсказали гениального педагога, заслуженную актрису РФ Людмилу Воротникову, так как у нее уже был такой опыт с театральной студией «Панда». Кстати, ее выпускница Яна Прыжанкова потом с отличием закончила ГИТИС и сейчас служит в «Театре у Никитских ворот» Марка Розовского.
Когда режиссер Булат Юсупов снимал художественный полнометражный фильм «13-й раунд», то двое наших мальчиков, Мурад Тувалбаев и Чингиз Гатауллин, с блеском прошли кастинг и сыграли в фильме. Мурад - главную роль. Как же мы все им гордились!
Потом я договорилась с Ириной Петровной Киекбаевой, экс-директором 39-й гимназии, о театральном факультативе в гимназии. И он (слава Богу!) там функционирует до сих пор под руководством Людмилы Петровны.
Захотелось добавить хореографии, и я попросила Ярослава Францева вести у наших детей современные танцы. Ярика дети обожали и дружно подсели на брейк, хип-хоп и прочий стритданс. А сейчас Ярослав Францев - известный московский хореограф, режиссер, сценограф. Две постановки с его участием удостоены "Золотой маски".
Когда возник вопрос о поступлении в институт, мы с мужем активно намекали на инфак. Не зря же английский столько учили. Но Эва выбрала сердцем театральный факультет УГИИ, который она закончила в прошлом году с красным дипломом.
И уже принята в труппу Молодежного, и уже есть в копилочке роль Маши, «Капитанской дочки»…
Идет процесс ознакомления с актерской школой, с уникальной актерской системой, техниками и приемами, но в адаптированном для детей варианте. Не так подробно, как в специальных театральных учебных заведениях. Не углубляясь сильно в теорию. Потому что в самый первый день занятий «новобранцы» задают почти всегда один и тот же вопрос: «А когда мы будем выступать?» Или: «А где мы будем выступать?» То есть «с чем выступать» детей, как правило, не особо интересует.
Несмотря на серьезную возрастную разницу студийцы прекрасно сосуществуют. Как в самой настоящей театральной семье. Наверное потому, что студия всех учит играть на сцене, а само слово «играть» - оно абсолютно детское. Именно поэтому все хорошие актеры - это большие дети. И у детей многому можно научиться! Иногда учусь и я сама.
Удивительно, но все упражнения и этюды у самых маленьких, порой, получаются даже лучше, чем у тех, кто уже задумывает связать свою жизнь с профессиональной сценой. Поэтому живем мы дружно и роли находим всем. Когда у кого-нибудь из режиссеров появляется желание задействовать в постановке ребенка с некоторой подготовкой, то, как правило, обращаются к нам. Наши девочки-студийки, Полина Дмитриева и Алиса Анисимова, которые из-за второй смены пока не занимаются в «Апельсине», уже заняты в спектакле НМТ «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Там в финале появляется дочка главной героини. Девочки играют эту роль в дубле, по очереди. Еще бывают любопытные проекты, в которых задействуют студийцев. Например, перед премьерой «Республики ШКИД» был задуман перфоманс в фойе, где дети в костюмах беспризорников продавали программки на спектакль, погружая еще до начала зрителей в атмосферу двадцатых годов прошлого века. Это было прекрасное упражнение непосредственного общения со зрителем «лицом к лицу». Причем без разделительной черты «сцена-зал».
Дети безумно любят этюды, где нужно что-то сочинить или придумать. Занимаемся мы в студии два раза в неделю по три урока. В конце сезона выпускаем премьеру на Камерной сцене НМТ. Занятия в студии полезно абсолютно всем! Тем более, теперь каждый «сам себе режиссер», дети пробуют снимать разные ролики, сюжеты, заниматься блогерством в соцсетях. Но и не только поэтому. Поставленный голос, умение «держать лицо» в любой ситуации пригодится всем. Тем, кто в дальнейшем мечтает стать публичным человеком, лучше учиться определенным актерским азам с детства, когда это все происходит более органично.Сначала детишки играют елочки - облака, потом мы стараемся разобраться в жизненных ситуациях, чтобы создать какой-то образ, который далек от тебя самого.
Я искренне стараюсь, чтобы все, чем мы занимаемся в студии, шло на становление творческого развития человеческой ЛИЧНОСТИ, как бы пафосно это ни звучало. А помимо всего прочего нам просто интересно и весело друг с другом существовать. Очень радует каждая находка студийцев. Каждое слово, сыгранное, не так, как я предложила, а как-то по-своему, когда ребенок сам ищет штрихи рисунка роли - бесценно! Интересно наблюдать за процессом этого чуда рождения актерских ростков. Когда рождается новое творческое «я». Мы много и самоотверженно работаем, учимся, лепим из себя, ошибаемся, идем дальше, снова учимся, снова играем и свято верим, что это интересно в конечном результате будет не только нам и родителям студийцев, но и даст ту светлую прослойку в душе, которая поможет не заблудиться в этой жизни и каким-то образом выстоять, если в ней появятся какие-то препятствия. Потому что извечная борьба светлого и темного присутствует в жизни каждого человека каждый день. Ежедневно мы делаем какой-то выбор. Большой или маленький - неважно. И пока мы учимся - мы всегда выбираем светлую сторону. Мы верим и в творческое развитие, и в творческую реализацию, и в то, что мы действительно можем сделать эту самую жизнь чуточку лучше. Как правило, основная масса звонков от родителей, желающих записать своего ребенка в студию при театре приходится на март и апрель. Но лучше записываться все-же в конце августа. А в мае обязательно придти на нашу очередную апельсиновскую премьеру. Внимательно следите за рекламой на сайте театра и обязательно приходите посмотреть на юные таланты!
Автор:Эмилия Завричко
"Молодежная газета"