18 октября коллектив Салаватского государственного башкирского драматического театра открывает свой 91-й театральный сезон премьерой спектакля "Помилование" по одноименной повести классика советской и башкирской литературы Мустая Карима.
Режиссер-постановщик, автор инсценировки – Ильсур Казакбаев, лауреат Государственной республиканской молодежной премии РБ им. Ш. Бабича (г.Уфа)
Художник – постановщик–Сулпан Азаматова (г.Уфа)
Художник по свету – Ильшат Саяхов (г.Казань)
Композитор– Магуля Мезинова (г.Москва)
Хореограф – Ольга Даукаева (г.Уфа)
"Любомир Зух - простой парень, который попал на войну в 1941 году. Он еще "не убил своего фашиста", но готов драться за Родину до последнего. Однако его любовь к Родине проходит проверку на прочность, он встречает девушку - свою первую любовь, Марию Терезу. Чувство между молодыми людьми оказывается таким сильным, что война, ее ужасы и опасности оказываются где-то позади. Ради любви молодой сержант совершает то, что строжайше запрещено военным уставом: на танке ночью едет на несколько часов к любимой, чтобы попрощаться перед отправкой на линию фронта. Он не осознает, что по законам военного времени совершает тяжкое преступление и подлежит наказанию. Приговор слишком суров, и это понимают все..."
Постановка осуществлена благодаря проекту "Культура малой Родины" партии "Единая Россия".
По словам Тимербулата Каримова, внука великого классика Мустая Карима, «Помилование» – глубоко личное произведение, которое автор вынашивал почти 40 послевоенных лет. Мустафа Сафич ушел на войну с институтской скамьи, был тяжело ранен, но вернулся на фронт и встретил Победу в Вене. Война оставила пронизывающий след в его жизни и творчестве, даже спустя годы он мысленно возвращался в те дни, полные испытаний и утрат. «Помилование» – повесть вне времени, уникальное литературное произведение, новое прочтение которого никого не оставит равнодушным».
В постановке играют 12 актеров, главные роли исполняют молодые артисты театра Артур Таджидинов (Зух) и Нафиса Мазитова (Мария Тереза).
Актер Артур Таджидинов о работе над своей ролью:
- Мне 20. Я молод и порою глуп. Ему тоже 20, он прыткий, хваткий, беспечный и по-детски наивный. Мы оба - никогда не любившие и не познавшие этого чувства. Что же связывает меня и моего героя? В моем понимании нас связывают общие черты характера, а именно, наша верность своим убеждениям.
“Дезертир ты, Зух. Знаешь, что такое дезертир?
- Знаю. Кто сбежит - дезертир. А я поехал и вернулся...”
В некоторых жизненных моментах ты не до конца понимаешь, что тобою движет. Но в данном случае Любомиром движет любовь. Он слушает свое сердце, которое лишено голоса разума.
Также и я - всегда поступаю по-своему и частенько наперекосяк. Я уверен, что ничего плохого не выйдет. Как, впрочем, и хорошего тоже.
Наверное, с точки зрения обывателя, Зух вел себя безрассудно, безответственно, неправильно. А я считаю иначе. Если не этот поступок, если не этот побег, если не это последнее прощание - то что же тогда звать любовью?.. Актер Айнур Синагулов раскрывается в разных ипостасях - в роли майора (военного прокурора) и солдата:
- Если режиссерская концепция приобретает подлинную доказательность и убедительность в завершенной реализации, т.е. спектакле, то действительно, в процессе репетиций под руководством Ильсура Юлаевича замысел спектакля складывался и вызревал вплоть до сдачи спектакля. Мои образы, к примеру, постоянно обновлялись, додумывались, переосмыслялись режиссером, и тем была интересна работа над ролями. Сыграть жестокого, грубого майора было несложно, несмотря на то, что он абсолютный мой антипод, но тем не менее я скажу, что почувствовал раскрытие новых граней моего актерского потенциала. А солдат, он тоже разный в зависимости от сцены: солдат-рядовой, солдат-собака, солдат-новобранец,... Это вымышленный герой, аллегория войны. В повести Мустая Карима его нет...