Сегодня отмечается Международный день театра кукол (День кукольника)

Сегодня отмечается Международный день театра кукол (День кукольника)

«Я в кукольном театре. Предо мной,

Как тени от качающихся веток,

Исполненные прелестью двойной,

Меняются толпы марионеток…»

(Константин Бальмонт)

 

21 марта считается Международным днем кукольника.

Куклы играли важную роль в жизни людей того времени. У каждого человека в доме имелось хотя бы несколько рукотворных созданий, радующих глаз, вселяющих чувство защищенности либо просто скрашивающих досуг детей.

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо (Иран). В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение.

Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена.

Традицию Праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно в этот день всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.

Президент УНИМА Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».

А по мнению известной деятельницы индийского театра кукол Капилы Ватсяаян: «Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…».

И сегодня этот праздник широко отмечается во многих странах мира не только самими профессионалами, но и поклонниками такого рода искусства. По традиции, в этот день работниками театров и творческих кукольных коллективов организуются самые необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

Стоит отметить, что искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая.

Почти ничего не известно о том, какими были представления перчаточной куклы в России до XIX века.

При царе Алексее Михайловиче у нас уже устраиваются переносные сцены с представлениями марионетных пьес. Для этого они «обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную сторону ее вверх и устраивают над головой своей таким образом нечто вроде сцены, с которою они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Иногда же, вместо подобного устройства, скоморохи носили на голове простые доски с подвижными куклами, придавая им различные забавные положения, — такие скоморохи были как русские, так и голландцы.

В царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется. Европейские марионетки все чаще пересекают границы России, столичные газеты не гнушаются печатать о них объявления и статьи. На первых порах этих неизвестных в России кукол называют «выпускными», но вскоре в русский язык входит слово «марионетка».

До середины XIX века марионеточные спектакли дают иностранцы.

Русский кукольный театр второй половины XIX века довольно легко разделить на две ветви. Первая (назовем ее «балаганной») вела к усложнению техники кукловождения, к овладению новыми системами. Кукольники этой категории стремились поразить зрителя необычностью и великолепием действа: яркими декорациями и богатыми костюмами кукол, демонстрацией экзотических персонажей, а главное — максимальной «реальностью». Такое представление мы сегодня назвали бы «шоу». Внешне их куклы уподоблялись людям, имитировали «человеческие профессии, занятия, ситуации. Кукольники в своих балаганах снаружи и внутри старались подражать цирку или «настоящему» театру. Так возникали механические, марионеточные кукольные театры, имевшие собственное помещение, постоянную труппу профессионалов-кукольников и широко использующие письменную рекламу.

Другая ветвь — театр бытовой, бродячий или временный (хозяин только по праздникам становился кукольником) — продолжала традиции народных увеселений. Внешне такие театры изменялись мало, содержание тоже оставалось постоянным, хотя и здесь наблюдались свои изменения: сценки объединяются вокруг одного героя, переход от комментирования действий кукол к разговорным сценам. Зрители предпочитали сценки, где куклы сами вели разговор, где их реплики носили злободневный образный характер, где имелся герой, который дурачил, обманывал, наказывал других персонажей.

Все это прямо вело к появлению «Петрушки». Появившись, он легко поглощал или объединял своим именем существовавший до него или параллельно с ним бытовой кукольный театр, который преимущественно состоял из отдельных, не связанных друг с другом сценок.

К концу XIX века русские народные кукольники владели техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках и театра перчаточных кукол, или «петрушек».

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb