23 марта в рамках Республиканского театрального фестиваля «АРТылышФЕСТ» Салаватский государственный башдрамтеатр представил поэтическую драму “Ынйыҡай менән Юлдыҡай” (“Ынйыкай и Юлдыкай”), которая завоевала любовь зрителей и экспертного совета. «Мы словно увидели маленький, складный, ароматный букет!», «Вы рассказали о любви к своему народу без пафоса, от самого сердца, согревая зрителей разных национальностей», «Если бы на фестивале присуждались места, эта постановка победила бы в номинации “Патриотический спектакль”» – такую оценку дали постановке театральные критики.
Премьера спектакля по одноименной пьесе Хабибуллы Габитова состоялась в октябре прошлого года. Спектакль осуществлен благодаря федеральному проекту "Культура малой Родины" партии "Единая Россия". По словам главного режиссера театра Лианы Нигматуллиной, это уже восьмая постановка в рамках данного проекта.
Пьеса известного башкирского писателя, языковеда, фольклориста, видного деятеля башкирского национального движения начала XX века Хабибуллы Габитова «Ынйыкай и Юлдыкай» написана по одноименной народной песне. Впервые была поставлена на сцене Башкирского передвижного театра в 1924 году, а в 1926 году была издана отдельной книгой в Москве. Спектакль пользовался большой популярностью среди зрителей. В 1927 году был показан во время гастролей в Москве. После ареста Хабибуллы Габитова в 1935 году спектакль сняли с репертуара. И вот спустя почти 90 лет пьеса получила новую жизнь.
Автор инсценировки — кандидат филологических наук, доцент УГИИ им. З. Исмагилова, лауреат государственной премии им. С. Юлаева Гульсясяк Саламатова приняла участие в обсуждении спектакля.
- Передвижная труппа с этим произведением должна была выехать на гастроли в села Башкирии 10 мая 1924 года, но весенний паводок нанес ущерб Бельскому мосту, и артисты были вынуждены остаться в Уфе. Пользуясь случаем, Валиулла Муртазин предлагает показать спектакль и уфимским зрителям. Артисты впервые играют произведение 10 мая на современной сцене Башкирского театра оперы и балета (Башкирский академический театр драмы до 1964 года работал в этом здании). Декорации, адаптированные для деревенских сцен, оказываются очень маленькими для сцены театра, поэтому режиссер поставил актеров в шахматном порядке, и спектакль играли без декораций и движений. Кураист Юмабай Исянбаев сопровождал выступления актеров на протяжении всего спектакля. Уфимскому зрителю это произведение и его постановка в этой форме очень понравились. Символично, что сегодня, спустя почти 100 лет, спектакль вновь был представлен на уфимской сцене и завоевал любовь зрителей,— поделилась интересным историческим фактом Гульсасак Саламатова.
В спектакле рассказывается о двух влюбленных. У богатого башкирского бая Карамурзы (народный артист РБ Фатих Кульсарин) есть красавица-дочь Ынйыкай (Гулькай Хасанова). Она любит бедного парня по имени Юлдыкай (заслуженный артист РБ Мирас Юмагузин). Отец девушки против их отношений, так как хочет выдать дочь за богача Туйгун-бея (заслуженный работник культуры РБ Рустем Фазылов).
— Когда получаешь удовольствие от просмотра, меньше анализируешь спектакль. Тем не менее, хочу сказать, что понравились ситуации, снижающие пафос, и этим спектакль невероятно хорош. Работать на таком пафосе, на котором, вероятно, играли актеры в 1924 году, сегодня просто невозможно. Сегодня я другими глазами посмотрела на многих артистов, они стали работать гораздо интереснее, изобретательнее. Думаю, в этом есть заслуга режиссера-постановщика Рустема Хакимова,— подчеркнула член экспертного совета, театровед Дина Давлетшина.
Режиссер, член жюри премии «Золотая маска» Виктор Шрайман (г.Нижний Новгород) высказал свои пожелания относительно пьесы и художественного оформления сцены, а также выразил восхищение игрой актеров.
— Сначала я настороженно смотрел спектакль, а потом разглядел артистов, и они меня совершенно очаровали. Я увидел, что у вас замечательная труппа, вы излучаете такое тепло, что я физически ощущал электрическую энергию, идущую из сцены на зал. У меня плохо работали наушники с синхронным переводом, но я понял сюжет без слов, потому что все играют с большой отдачей, всем сердцем и с таким обаянием!— отметил Виктор Шрайман.
— Для меня этот спектакль – номер один из всех фестивальных спектаклей на народную тему. Проделана огромная просветительская работа: Гульсасак Саламатова приблизила нам этот материал, а театр придумал театральный эквивалент лирике, - сказала профессор, заслуженный деятель искусств РБ Галина Вербицкая и с волнением вспомнила о первой исполнительнице главной роли – заслуженной артистке Башкортостана Наркас Юмагузиной, которой не стало вскоре после премьерного показа. – В спектакле звучит серебряный голос нашей замечательной Наркас. Возникло ощущение, что она здесь и радуется за нас.
Постановка наполнена башкирскими обычаями, танцами и песнями. Специально для спектакля были созданы традиционные башкирские костюмы по эскизам художника, этнографа Салимы Усмановой. Музыку написал известный композитор, заслуженный деятель искусств РБ Юлай Узянбаев, а над постановкой танцевальных сцен работала заслуженная артистка РБ Сулпан Аскарова. Сценограф – Рустам Баймухаметов, художник по свету – Айдар Юсупов.
Напомним, с 19 по 27 марта в Уфе проходит Республиканский театральный фестиваль «AРTылышФЕСТ». В программе представлены лучшие постановки ведущих театральных коллективов из Уфы, Салавата, Стерлитамака, Сибая, Туймазов.
Сегодня, 24 марта, на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур» выступит Башкирский драматический театр имени Ильшата Юмагулова (город Стерлитамак) со спектаклем «Аҡ ҡалфаҡ» Мирхайдара Файзи. А Национальный молодежный театр им.М.Карима на родной сцене представит трагикомедию «Приключения Ходжи Насреддина» по первой части дилогии Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Начало спектаклей в 19:00