Салаватский государственный драматический театр, помимо спектаклей, не остается в стороне от других конкурсов, грантовых программ. Одним из таких является конкурс на участие в проекте Союза театральных деятелей Российской Федерации «Командировки критиков в региональные театры России».
Он предназначен для региональных театров и театральных объединений, которые хотели бы пригласить критиков для просмотра и обсуждения спектаклей или участия в фестивальной программе. На участие в этом проекте поступило много заявок. Комиссия по критике и театроведению Союза театральных деятелей России отобрала 19 театров из разных городов страны. В их число вошел единственный театр из Республики Башкортостан - Салаватский государственный башкирский драматический театр.
В рамках этого проекта с 1 по 5 декабря город Салават посетил театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Российского института театрального искусства - ГИТИС Екатерина Морозова из г. Москвы.
- Приезд критиков в театр - это всегда большое событие, - отмечает главный режиссер Салаватского театра Лиана Нигматуллина. - Актеры, творцы, художественное руководство получают не просто зрительскую оценку, но и профессиональный взгляд на свою работу. Мы поддерживаем тесную связь с театральными критиками нашей республики, которые смотрят и анализируют значимые премьеры нашего театра. Приезд специалиста из Москвы значительно расширяет масштаб нашего диалога с профессиональным сообществом. Салаватский театр может и должен быть виден на театральной карте страны.
Театроведу показали спектакли, созданные в театре в течение последних лет: «Ынйыкай и Юлдыкай» Хабибуллы Габитова, «Глумов» Александра Островского, «Верность» Мунира Кунафина и балладу «Помилование» Мустая Карима, премьера которой состоялась совсем недавно.
- Башкортостан - очень театральная республика. Мы знакомы с ее традициями, обычаями. Меня радует, что театр заинтересован в диалоге, что он приглашает критиков для общения, для обмена знаниями о современном театре. Отрадно, что театр обеспокоен тем, как он звучит в современном театральном контексте не только своего города, но и как вписывается в театральный контекст многонационального, большого, многокомпонентного театрального поля России. По постановкам, которые я посмотрела, могу сказать, что они совершенно разные по теме, формату спектакля.
Приятно, что в них задействованы актеры разного поколения. Если первый спектакль «Ынйыкай и Юлдыкай» был посвящен традиционной национальной культуре, который затрагивает национальный компонент, то остросовременный спектакль «Глумов» А. Н. Островского совершено иной, он далек от психологичности и компонента национальности.
Мне кажется, в этом и есть достоинство театра, потому что театр не боится идти в разножанровость, пробовать разные формы, стили. Всегда надо работать над самосовершенствованием. Очень важно, что, сыграв свою роль на сцене и придя домой, актер продолжал работать внутри себя.
У труппы салаватского театра есть все основания в плане сценического существования. Актеры очень гибкие, труппа интересная. Желаю, чтобы зал всегда был полон зрителями, - подчеркнула Екатерина Морозова.
Также театральный критик провела семинар-лекцию для молодых драматургов нашей республики на темы “Современные тенденции в российском театре”, “Сценичность национальной драматургии”, “Современный театр и национальный компонент: язык, темы, формы”. На данное мероприятие приехали известные и начинающие писатели с Центра современной драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. Состоялась интересная встреча, обсуждали проблемы историзма и национальной самобытности, которые приобретают все большую актуальность в современной науке о литературе и театре.
- Такие встречи очень нужны, потому что основная проблема и беспокойная тема на сегодня для республик, где есть такое понятие как национальный театр, - это современная драматургия. В понятие современной драматургии включается не только понятие актуальности, звучания социальных тем, но и современное освоение богатого, исторического, мифологического, эпического материалов вашего региона и как этот материал должен быть донесен до современного зрителя, - отметила театральный критик.
Екатерина Борисовна в сопровождении главного режиссёра Салаватского театра Лианы Нигматуллиной посетила геопарк "Торатау". Лиана Кабировна у подножья горы рассказала об истории шиханов, о развалинах ГУЛАГовских бараков, от которых сохранились лишь стены.
Гостья была в восторге от увиденного и захотела вернуться сюда летом, чтобы подняться на вершину горы.
В заключительный день директор театра Айбулат Кутушев поблагодарил критика за плодотворную работу и договорился о сотрудничестве с ней на следующий год.