На днях в своей страничке в социальной сети в Facebook историк культуры, театральный критик, соучредитель Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программный директор Петербургского Шоукейса, автор журналов «Театр», «Театральный Петербург», интернет-издания «Colta.ru» Андрей Пронин опубликовал отзыв об уфимском спектакле «Наши», который был создан при поддержке Центра современной драматургии и режиссуры Республики Башкортостан.
«Спектакль «Наши» – работа пятерых чудесно одаренных студенток Уфимского института искусств под руководством режиссера-педагога Риммы Харисовой. Это пример педагогической режиссуры. Точно сделанный вербатим по итогам разговоров с деревенскими бабушками в башкирских деревнях: в спектакле видно, как от копирования речевой манеры и говора, от освоения мимических, пластических особенностей прототипов, от актерского наблюдения актрисы поднимаются к полнокровным обаятельным образам. Перевоплощения поразительные. Спектакль и сам по себе интересен, но как пример учебного спектакля, где вербатим стал эффективным упражнением, он просто восхитителен», – пишет Андрей Пронин.
Театровед также отметил, что данная постановка станет украшением программы любого фестиваля учебных спектаклей.
Напомним, «Наши» - один из творческих результатов театрально-фольклорной экспедиции «Замандаш», прошедшей в августе 2016 года. Проект «Замандаш», осуществляемый силами ЦДР РБ, был удостоен гранта Главы Республики Башкортостан на реализацию наиболее важных творческих проектов. Документальный спектакль «Наши» состоит из нескольких миниатюр на башкирском и русском языках. В основе сюжетов — реальные судьбы башкирских женщин. Главные героини — жительницы зауральских районов Башкортостана. В спектакле, поставленном режиссером Римой Харисовой, задействованы пять молодых актрис — студентки театрального факультета Уфимского государственного института искусств им.З.Исмагилова: Гульчачак Зарипова, Салима Султангареева, Гюлли Абдисова, Анастасия Мажирина, Адель Валиуллина. Премьера спектакля состоялась в январе этого года.
Вербатим (от лат. verbatim — «дословное», «изреченное») — техника создания документального театрального спектакля, предполагающая отказ от привлекаемой извне литературной пьесы. Материалом для каждого спектакля служат интервью с героями планируемой постановки. Расшифровки интервью и составляют канву и диалоги вербатима. Актеры рассказывают услышанные истории реальных людей, но не через «я в предлагаемых обстоятельствах», а через максимальное приближение к первоисточнику-донору по манере речи, жестам, внешнему сходству. Жанр зародился в Англии в середине 1990-х годов, на волне современной драматургии «new writing» («новая драма»).