В Художественном музее имени М.В. Нестерова открылась ретроспективная выставка произведений Бориса Федоровича Домашникова. Экспозиция приурочена к 100-летию со дня рождения художника.
На вопрос о том, что питает его творчество, народный художник СССР, заслуженный деятель искусств БАССР, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева, почетный гражданин Уфы Борис Домашников всегда отвечал одним словом: «Родина». А начиналась Родина для художника с маленькой деревушки Кригоузово в Ивановской области, где он родился в 1924 году в крестьянской семье. В поисках лучшей доли в тридцатые годы семья переехала в Уфу. Родители работали на моторостроительном заводе и стремились поставить на ноги четверых сыновей и дочку. Скромное имущество – землянка на окраине Уфы, на левом, низком, затопляемом в паводки берегу Белой – Цыганской поляне. Позже Домашниковы переехали в коммуналку, а уже много лет спустя им дали квартиру на улице Краснодонской.
- Год окончания войны стал радостным вдвойне. Юноша стал студентом Уфимского театрально-художественного училища, где ему очень повезло с педагогами. Порфирий Маркович Лебедев обращал учеников к большой русской культуре, воспитывая их в традициях чистяковской школы рисунка. Живопись преподавал Александр Эрастович Тюлькин, к тому времени известный художник, - писала о Борисе Домашникове известный искусствовед Валентина Сорокина.
«Я сначала очень стеснялся его, в училище всегда старался встать в последний ряд, чтобы он реже ко мне подходил. Но когда он однажды сказал, глядя на мой этюд натурщицы: «Ба, да ты понимаешь в живописи!» — это было высшей похвалой. Сложность живописной культуры Тюлькина мне раскрывалась постепенно, с годами, и в последующем он оказал колоссальное влияние на меня», - вспоминал позже Борис Домашников.
В свободную минуту он спешил в Художественный музей имени М. В. Нестерова. Его коллекцию русской классики Домашников изучил досконально. Крестьянская Русь А. Саврасова, пейзажи И. Левитана, «Вечер в деревне» В. Бакшеева… Он не уставал открывать для себя Нестерова, учился у него чувствовать природу, даже копировал, желая проследить ход кисти мастера. Прошли годы, и сегодня жители и гости столицы могут лицезреть в музее работы Бориса Федоровича.
- Художник, впитавший с детства фольклор Ивановской области, отражает в своих полотнах атмосферу гуляний и хороводов, вплетает в пейзажные мотивы отзвуки народных песен. А белокаменная архитектура Древней Руси становится одним из главных героев его произведений, - говорит заместитель директора по науке музея имени Нестерова, искусствовед, заслуженный деятель искусств Светлана Игнатенко.
На выставке зритель может проследить творческий путь художника. Работы раннего этапа живописи Бориса Домашникова 1950-57 гг. представляют собой камерные натурные этюды неброских природных мотивов. Картины 1958-68 гг., в которых цветовая нюансировка решена декоративно, посвящены белокаменной архитектуре Пскова, Новгорода и Ростова Великого. Работы 1970 года отражают впечатления автора от заграничной поездки. Со второй половины 1970-х гг. в картинах Бориса Домашникова укрупняется масштаб цветовых ячеек-мазков, в колорите произведений большую роль начинают играть оттенки темных цветов, а авторская манера написания деревьев позволяет вывести их в ранг одних из главных героев живописных работ, наряду с памятниками архитектуры.
Выставка продлится до 13 июня.