16 и 17 декабря поклонников оперного искусства ждёт предновогодний подарок – на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоится премьера одной из самых известных опер Николая Римского-Корсакова «Царская невеста».
В основу этого выдающегося произведения русского искусства положена одноимённая драма Льва Мея, достаточно вольно интерпретирующая малоизвестный исторический эпизод третьей женитьбы царя Ивана Грозного.
Яркий драматизм сочинения поэта и прозаика Мея в сочетании с гениальной, не менее напряжённой и проникновенной музыкой Римского-Корсакова сделали оперу невероятно популярной среди любителей этого жанра. Всем знакомые и любимые арии из «Царской невесты» постоянно звучат со сцен многих концертных площадок России и мира.
Премьерную постановку спектакля осуществят – главный дирижёр Башоперы заслуженный артист Башкортостана, обладатель Российской национальной театральной Премии «Золотая Маска» Артём Макаров и главный режиссёр театра, лауреат международного конкурса Филипп Разенков.
«Современность оперы – также в широко обсуждаемой сегодня самой личности Ивана Грозного и связанной с ней темой тирании в жизни государства. Тут возникает очень важный вопрос: тиран – это причина или следствие? В постановке Иван Грозный – это не конкретная историческая фигура, а, скорее, образ того ужаса, который царит в мире…», – комментирует постановку Филипп Разенков.
Художественное оформление спектакля выполнят заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Удмуртии Владислав Анисенков (художник-постановщик) и Ирина Вторникова (художник по свету). Хормейстер – лауреат международных и всероссийских конкурсов Александр Алексеев; хореограф – Татьяна Безменова.
«Премьера “Царской невесты” – это очередная веха в работе; у хора – в том числе. Если в постановках прошлого года мы погрузились в творчество французского композитора Жоржа Бизе («Кармен» и «Искатели жемчуга»), то сейчас, наконец, есть возможность поработать с русской классикой и родной речью – с тем, что понятно. Это особенно интересно. В “Царской невесте” нет мощных хоровых полотен: здесь всё построено на коротких репликах, и нам надо сделать так, чтобы в них поверили», – говорит Александр Алексеев.
Филипп Разенков также отметил, что Римский-Корсаков – один из самых загадочных русских композиторов; к его музыке надо искать особый подход.
Хормейстер Александр Алексеев добавляет: «В музыке Римского-Корсакова не нужно что-то додумывать – слышишь её и сразу ощущаешь, осязаешь; можешь «потрогать» её и понять, какая она – тёплая, мягкая, жёсткая, «видишь» её цвет… и это потрясает; удивительная способность писать музыкальные портреты, пейзажи, поражающие своими красками, образностью, невероятной объёмностью».