17 января 2022 года ушёл из жизни заслуженный художник Республики Башкортостан, лауреат премии Абзелиловского района им. Кима Ахмедьянова, член Союза художников России с 1991 года Ринат Атауллин. Прощание с покойным пройдет 19 января в селе Ташбулатово Абзелиловского района.
Атауллин Ринат Юморович родился 23 января 1959 года в селе Ташбулатово Абзелиловского района БАССР, много лет жил и работал в районном центре — селе Аскарово. Он жил и творил «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, со своей человеческой мыслью, которая была погружена в ту среду, которая ему близка, понятна и дорога. Среда эта — родной Башкортостан, его народ и судьбы.
Как отмечает искусствовед Валентина Сорокина, открытие этого художника состоялось в 1990 году, когда он впервые показал на республиканской выставке картину «Аят», и стало понятно, что в башкирской живописи появилось новое талантливое имя. Работа прошла ряд крупных выставок, в том числе всероссийскую, а сейчас находится в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова наряду с другими полотнами мастера. Она чётко высветила сущность его искусства, наполненного глубоким пониманием национального характера и колорита. Искусства, в котором за жизненной правдой стоит глубокая гуманистическая, философская идея и образность. В картине, захватывающей своей драматургией, заключён художественный метод, ставший характерным для живописца, который не ищет внешних, орнаментальных признаков народности, чьи идеи и образы исходят от самой жизни, а величие художественной правды убеждает. В этом — продолжение тех традиций, которые заложили в башкирском искусстве замечательные мастера — К. С. Девлеткильдеев, А. Ф. Лутфуллин.
Ринат Юморович участвовал в каждом крупном выставочном проекте Союза художников республики непременно с новыми работами. На выставке «История в искусстве» экспонировалось его полотно «Шагали-Шакман» (1999), в 2006 году он стал победителем в номинации «Живопись» республиканского конкурса, посвящённого 175-летию Мифтахетдина Акмуллы, с композицией «Акмулла» (2006).
Несколько значительных работ живописца были представлены на всероссийском и республиканском конкурсах к 100-летию Республики Башкортостан. Одна из них — «Врата свободы. Кинорежиссёр Малик Якшимбетов» (2016). Сердце, разум, вдохновение, которые отличали личность героя портрета, в той же степени всегда присутствовали в творчестве живописца. Человеческая драма разворачивается в картине Атауллина «Братья» (2017), в которой художественная правда возведена в абсолют.
Значительное место в творчестве замечательного живописца и рисовальщика занимала пейзажная живопись. Он писал башкирские холмы — «Ноябрь в Крыктытау» (2012), деревенские мотивы — «Осень в Абзелиле» (2017). Это всё родная земля, давшая ему талант, краски, что ложились на душу, а потом появлялось на холстах.
Многогранность тем и образов, к которым обращался живописец, свидетельствуют о широте его духовных устремлений и уверенном мастерстве художника-реалиста.
В любви к родной земле, которая пронизывает все его произведения, есть вдохновляющий фактор: на ней живут его современники, жили предки, потому его герои, будь то люди или природа, всегда реальны, душевно ощутимы.
Интернет-портал «Культурный мир Башкортостана» выражает искренние соболезнования родным и близким покойного.