В Башкирском государственном театре кукол 21 и 22 февраля проходят премьерные показы северной сказки-симфонии «Снежная королева» по одноименной сказке Андерсена.
Режиссером-постановщиком спектакля выступила профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института Эльмира Куриленко. Она рассказала, что с БГТК сотрудничает не в первый раз и уже неоднократно приезжала в Уфу для проведения мастер-классов по режиссуре, актерскому мастерству.
- Ощущения родственности, близости начали формироваться уже тогда, а сейчас прочно закрепились. «Снежная королева» - первая крупная совместная работа с башкирскими кукольниками. Спектакль задумывался многослойный, поэтому старались продумать каждую деталь, очень важно правильно организовать внимание зрителя, - поделилась Эльмира Ростиславовна.
Режиссер решила обратиться к оригинальному тексту андерсеновской сказки в переводе Анны и Петра Ганзена. В советский период в различных адаптациях из этого произведения убирали библейские мотивы, молитвы и псалмы.
- Снова возвращаются времена, когда духовность выходит на первый план. И мне очень радостно, что нам удалось найти первоначальный текст сказки, - объяснила свой замысел режиссер.
Еще одно существенное отличие от привычной всем с детства интерпретации – Снежная королева предстает перед зрителями не в образе холодной и властной красавицы, а в виде безобразного тролля.
- Королеву даже внешне сделали антиподом Герде, чтобы еще сильнее подчеркнуть противостояние и схватку божественного, чистого с миром зла. Нам удалось создать спектакль, который оставляет пространство для того, чтобы зритель мог подумать, обсудить с родителями, попытаться раскодировать наши знаки и символы, которые «вшиты» в канву спектакля, например, образы матери и дитя. Это такой зрительский труд, и в репертуаре любого театра должны быть подобные проекты, - рассказала Эльмира Куриленко.
Необычный формат сказки-симфонии предполагает, что важная роль отведена музыкальной составляющей спектакля. Композитор Юлия Пискунова создала музыку для расширенного состава симфонического оркестра. В северную сказку помогают погрузиться
- Изначально мы замыслили постановку как кукольный балет, но потом с режиссером решили ввести вокальные номера, и произошла трансформация в симфонию. Строки из сказки Андерсена «Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы Младенца Христа» рефреном проходят через весь спектакль. Песню исполнили Алиса Кадочникова и Степан Зайцев из Детского хора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета под управлением Маргариты Мезенцевой. Также в работе приняли участие вокалисты хоровой студии «Per aspera...» под руководством главного хормейстера Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и главного дирижёра Алтайского государственного музыкального театра Марии Моисеенко. Партию взрослой Герды исполнила солистка Новосибирского музыкального театра Анна Фроколо, взрослого Кая - Денис Холмецкий. Так, при создании спектакля был проведен мост Новосибирска с Уфой, - рассказала Юлия Пискунова.
Роль рассказчиков исполняют Василий Вольский (Кай) и заслуженная артистка РФ, народная артистка РБ Ольга Шарафутдинова (Бабушка).
- Они читают текст наизусть, соединяя свои эмоции, интонации с музыкой. Это довольно сложный процесс. Нам всем повезло, что они филигранно выстраивают всю нить спектакля, без них все могло просто рассыпаться и не выглядеть единым полотном, - отметила Юлия Пискунова.
Роль взрослой Герды исполнила Надежда Прошина, Снежной королевы – заслуженная артистка Республики Башкортостан Виктория Щербакова. Кукловоды – заслуженная артистка Республики Башкортостан Светлана Имамутдинова, заслуженная артистка Республики Башкортостан Илюза Мухитова, Гузель Мухамедьянова, Марат Гиниятуллин, Райля Гизатуллина, Кристина Валиева, Сергей Булка, Алсу Мазитова, Ксения Харитонова.
Особое настроение лесной сказки-симфонии создавали панорамные проекции. Главный художник БГТК Светлана Степанова вместе с видеографами конструировала графику, а для художественно-светового оформления постановки была приглашена ведущий специалист в области световых решений, художник по свету Большого театра России Елена Древалева.