В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»

В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»

Накануне на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета представили премьеру былинной оперы "Садко". В самой масштабной постановке в истории театра заняты оперная труппа, балет, хор, детская хоровая студия, симфонический оркестр.

Над созданием былинной оперы «Садко» работали: режиссёр-постановщик – заслуженный артист РФ, народный артист РБ Аскар Абдразаков; дирижёр-постановщик – народный артист РФ, главный дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов; художник-постановщик – заслуженный артист РБ Иван Складчиков; хормейстер-постановщик, дирижёр заслуженный артист РБ – Александр Алексеев; хореограф-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Ирина Филиппова; хореограф-постановщик картины подводного царства – народная артистка СССР Маргарита Дроздова; художник по свету – заслуженный работник культуры РФ Ирина Вторникова; художник-конструктор - Эрнст Рамм.

Партию Садко в этот вечер исполнил лауреат международных и всероссийского конкурсов, солист театра "Геликон-Опера" Игорь Морозов. Образ Волховы воплотила на сцене народная артистка РБ Альфия Каримова, Любавы, жены Садко представила зрителям заслуженная артистка РБ Любовь Буторина.

Премьеру предварил пресс-подход, на котором создатели постановки рассказали о том, как шла работа:

«Процесс подготовки занял год и два месяца. Трудностей не было, наши цеха все четко отрабатывали. Опера длинная, идет 4 часа. Это связано с тем, что во время спектакля приходится несколько раз перестилать полы, менять декорации, все это трудоёмкая работа и отнимает много времени. Уникальность этот спектакля в том, что здесь присутствует целый балетный акт "Подводное царство", с которым наш творческий балетный коллектив справился на ура. Хоровые сцены тоже воплощены великолепно. Оркестр в этот раз работал под управлением Феликса Коробова. Балетмейстер - уроженка нашей республики – Ирина Филиппова. Хочу также поблагодарить и нашего художника Ивана Складчикова. Свет нам ставила Ирина Вторникова», - поделился Аскар Абдразаков.

Новый спектакль стал знаковым событием в истории театра. Как рассказал художник-постановщик Иван Складчиков, все художники, которые работают над оперой «Садко» делают это один раз в жизни, потому, что подобная постановка приходит в репертуар раз в 100-150 лет и далеко не каждый театр сможет ее осилить. Тем самым он вошёл в четверку художников, которые за всю историю создания былинной оперы «Садко» оформили полностью сценографию и костюм.

«У нас примерно 400 костюмов. «Садко» - большой спектакль. В нем представлены русские исторические костюмы, белорусский костюм, костюмы разных областей страны того времени. Плюс ко всему в этой постановке мы дали широкий пласт костюмов народов России, больших и малых, которые населяют нашу страну, есть и башкирский. Огромное количество ручного труда было вложено не только в оформление, но даже и в подготовку самой ткани к пошиву», - рассказал Иван Складчиков.

Феликс Коробов поделился, что по счету это седьмая опера композитора Николая Римского-Корсакова в коллекции работ дирижёра.

«Музыка Римского-Корсакова это истинно русская музыка. Он начал писать акты фантастические и для дирижёра это невероятно интересная задача попытаться расчленить эти оркестры, попытаться сделать так, чтобы казалось, что в яме сидит два совершенно разных оркестра, попытаться найти все эти краски. Время подготовки лично для меня был трогательным периодом. У вас чудесный театр, прекрасные артисты и постановочная группа. Есть выражение, что спектакль должен рождаться в любви, так вот, сейчас этот спектакль родился в любви, удовольствии, радости. Я поздравляю Уфу, потому, что «Садко» - очень сложный материал и проверка для любого театра. Заняты и опера, и балет, и хор, громадное количество артистов, 7 совершенно разных декораций. Думаю, спектакль будет любим уфимской публикой, он очень красочный и приносит удовольствие от созерцания, сейчас это особенно важно», - признался Феликс Коробов.

Хормейстер-постановщик новой оперы Александр Алексеев говорил о том, с какими задачами пришлось работать хору во время подготовки:

«Масштабы были поражающие. Хору пришлось выучить все партитуры. Если изучить литературу по этой теме, можно узнать, что на первой премьере «Садко» самым провальным был хор, они просто не успели выучить все, пели по нотам.
Думаю, мы с этой задачей справились.
Еще то, что заложено Римским-Корсаковым, вот эта колоссальная разница между русской песенностью и уже на конец 19 века сложившиеся европейские веяния написания музыки, сочетание европейской музыки с русскими песнями объединить и сделать так, чтобы у каждого певца это было родным – сложная задача. Но мы нашли.
Звучание русской речи в песне сложнее, потому что в нем короткие гласные. Мы привыкли, что зритель придёт и будет читать перевод иностранных текстов с табло, а здесь слушателю придется понимать текст при прослушивании. Тут пришлось применить наши вокальные и хормейстерские хитрости. Сейчас у нас полный состав хора 68 человек, для такого масштабного проекта это немного. Римский-Корсаков любил писать двухорные сцены, а хор-то у нас один. Поэтому мы прикладываем все силы, чтобы прозвучать максимально выигрышно», - поделился хормейстер-постановщик Александр Алексеев.

Примечательно то, что зрителей премьерного показа оперы «Садко» в этот вечер ждал сюрприз – роль Силача в постановке исполнил самый сильный человек России - Эльбрус Нигматуллин.

«Это было непривычно. Я, хоть и попал в публичную среду, но будучи спортсменом. Здесь работают немного другие механизмы. Я был взволнован. С одной стороны, было легко, потому, что мне, как организатору, не нужно было задумываться, что и куда поставить и придумывать постановку. Другое дело, что это же нужно сделать не со статичным выражением лица. Мимическая роль, хоть она и была без слов, подразумевала, что я должен вписаться в эту общую картину, не выбиваться и дополнить ее. Я не могу судить себя со стороны, это сделает зритель. Для меня это новый опыт, он очень интересен. Меня выбили из привычного круга действий. Пришлось немного поволноваться, я почитал, узнал много нового и посмотрел на мир с другой стороны», - рассказал «Культурному миру Башкортостана» спортсмен.

Команда спектакля задействовала максимум ресурсов, находясь в абсолютном напряжении внимания и чувствования друг друга. Плод кропотливой работы всей творческой команды был по-достоинству оценен публикой. Новая постановка стала еще одной жемчужиной в репертуаре Башоперы.

Премьерные показы оперы "Садко" продолжатся 26 и 27 ноября. Зрителей ждут в большом зале в 19.00.

Резеда Хьюз

 

В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»
В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»
В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»
В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»
В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась грандиозная премьера оперы «Садко»

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb