В Башкирском государственном академическом театре оперы и балета прошла премьера оперы «В ночь лунного затмения».
Сюжет трагедии «В ночь лунного затмения» известен всем. Неприятие народных обычаев и традиций рода составляет основу драматического конфликта пьесы. В центре сюжета любовь главных героев Акъегета и Зубаржат, которые не хотят следовать законам рода и становятся изгоями общества. Верность одному из самых нелепых и несправедливых обычаев не только погубили юных влюбленных, но и разрушили то, что владычица рода Танкабика в течение многих лет поддерживала, сохраняла, чем дорожила.
В состав постановочной группы вошли: режиссер-постановщик - Ляйсан Сафаргулова, дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России, народный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Валерий Платонов, хореограф-постановщик – Алина Мустаева, сценограф-постановщик – театральный художник из Санкт-Петербурга Екатерина Малинина, хормейстер-постановщик – заслуженный артист РБ Александр Алексеев и художник по свету – заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург. Надо отметить, что Валерий Платонов принимал участие и в первой постановке в качестве дирижера-постановщика. Он работал над партитурой оперы вместе с Салаватом Низаметдиновым.
Генеральный директор Башоперы Александр Алексеев отметил:
- Эта опера уникальна тем, что ее нет ни у кого, это наш эксклюзив. Конечно, как драматическая постановка ее ставят, а опера есть только у нас. Около 5 лет не было этого материала в нашем репертуаре, а теперь он обрел новую жизнь, новое звучание. Да, один и тот же дирижер-постановщик, но нынче Валерий Игнатьевич значительно опытнее, у него получилось переработать и партитуру, где-то что-то сократить, чтобы драматическая линия более точно была выстроена, сделать корректировку звучания.
Режиссер-постановщик Ляйсан Сафаргулова считает, что опера «В ночь лунного затмения» незаслуженно оставалась в тени.
- Хотелось, чтобы эта история, события которой разворачиваются в далеком от нас XVII веке, стала близкой и понятной зрителю за счет человеческих чувств, переживаний, которые вечны и не зависят от исторического контекста. Для меня это произведение, помимо того, что оно о любви, — о свободе над предрассудками, свободе духа, свободе проявлять свои чувства, — рассказала она.
Перед приглашенным петербургским художником Екатериной Малининой стояла непростая задача сохранения национального колорита и при этом современного визуального воплощения. Чтобы проникнуться местной культурой, режиссер и художник посетили Национальный музей, общались с носителями башкирских традиций и обрядов. Все действие разворачивается на фоне лунного круга, арки и забора, символизирующих замкнутость рамок традиций, которые довлеют над человеческими чувствами.
- Работать с народным материалом всегда интересно, потому что есть большая глубина. Мне нравится, когда есть заданный канон, внутри которого ты можешь творить: здесь как раз нужно было совместить башкирскую традицию, чтобы это было читаемо, узнаваемо и в то же время режиссер поставила задачу современного прочтения истории. Меня такая задача зажгла, — поделилась Екатерина Малинина.
Образ Танкабики достался заслуженной артистке Башкортостана Любовь Буториной.
- Я еще в молодости читала трагедию Мустая Карима и, когда режиссер мне предложила спеть партию Танкабики, — с радостью согласилась. Такая роль — подарок судьбы для любой меццо-сопрано. Работа была очень интересной и сложной, в современной музыке много непривычных интонаций, которые пришлось долго заучивать, — призналась Любовь Буторина.
На премьерное исполнение роли Диуаны был приглашен солист московского театра Геликон-опера Василий Ефимов. Специально для роли артист полностью преобразился — наголо сбрил волосы. Впрочем, как призналась режиссер, это было не единственное кардинальное перевоплощение — для более точного попадания в роль солист Башоперы, народный артист РБ Артур Каипкулов отрастил бороду.
Премьеру оперы посетила дочь писателя, директор фонда имени Мустая Карима Альфия Каримова. Она отметила, что новая постановка стала прекрасным подарком к 105-летию Мустая Карима.
- Сегодня большой праздник. Событием была и первая постановка, отец принял ее с восхищением, великолепная музыка. Оперные спектакли на национальную тему, где башкирский автор, башкирский композитор — это редкость, — отметила Альфия Мустаевна. — Мне очень понравилось, это хороший подарок к 105-летию Мустая Карима, я очень довольна. В новом спектакле очень хорошая сценография, интересные костюмы. Думаю, что постановка придется по душе зрителям.