В музейном комплексе «Шульган-Таш» продолжает свою работу выставка уникальных работ из горячей эмали. Появилась богатая экспозиция в фонде музея в результате проходившего летом в Бурзянском районе первого творческого экспериментального всероссийского симпозиума, который объединил известных российских художников-эмальеров.
На симпозиум, впервые проходившей в Башкортостане, приезжали художники Анвар Багаутдинов и Анастасия Александрова из Санкт-Петербурга, заслуженный художник Чеченской Республики Элита Дадакаева, ученицы заслуженного художника России, основателя Донской эмали Георгия Лиховида Вероника Соколова и Анна Сохач, а также башкирские художники Гульназ и Инсаф Иксановы и Азамат Гилязетдинов.
Как прокомментировал директор Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш» Фавзил Маликов, заполучить такие работы в фонд музея нелегко.
– Это выставка музейного уровня. Организовать и пригласить самых лучших авторов на симпозиум помог заслуженный художник республики Салават Гилязетдинов. Со своей стороны, мы смогли обеспечить творческую команду качественным материалом, ведь эмаль на рынке не купишь. Российские заводы пошли нам на встречу, помогли у них приобрести товар. Второе составляющее для качественной работы – хорошая печь. Благодарим руководство республики за мощную лабораторию, созданную в нашем музее. С первых дней открытия музейного комплекса у наших специалистов есть возможность вести научную деятельность. С помощью обжига в этой печи были выявлены 16 видов охры из местных залежей. Хотя древние художники, оставившие нам шедевры палеолитической живописи в пещере Шульган-Таш, получали охряную краску более 30 оттенков. Эта печь и стала главной причиной, чтобы такой специфичный симпозиум проходил в нашей республике.
Состоит выставка из 25 работ, 24 из которых были созданы во время симпозиума. Коллекция, по мнению куратора выставки Салавата Гилязетдинова, очень ценная. Для республики она значима еще тем, что в работах мастеров отображены башкирская природа, народные предания и сама пещера Шульган-Таш. Названия говорят сами за себя: «Шульген», «Башкирские сказы», «Петроглифы», «Акбузат», «Тирмен тау», «Ак кая» («Белая скала»), «Башкирочка», «Кук куль» («Голубое озеро»), «Семь девушек» и другие.
Последнюю, 25-ую, подарил музею «Шульган-Таш» известный под псевдонимом Праски Витти живописец-монументалист, народный художник Чувашской Республики Виталий Петров.
По словам Салавата Гилязетдинова, блюдце, подаренное когда-то ему Виталием Петровичем, он хранил как ценную реликвию. Но сейчас, когда в стенах музея «Шульган-Таш» создается Центр башкирской эмали, достигнута договоренность, что данная работа составит основу коллекции центра.
Выставка работ из горячей эмали будет доступна для посетителей музея «Шульган-Таш» до февраля 2025 года. А в марте уникальная коллекция будет представлена в столице Башкортостана. Передвижную выставку ждут в нескольких культурных центрах Уфы.