Режиссерская лаборатория по современной драматургии завершила свою работу. Надо отметить, эта лаборатория, которая впервые прошла в театрах Стерлитамака и Салавата, прошла с большим успехом. Организаторами этого мероприятия стали Союз театральных деятелей Республики Башкортостан и Центр драматургии и режиссуры Республики Башкортостан.
В течение недели шесть приглашённых режиссёров из Санкт-Петербурга, Воронежа, Самары, Калуги и Березников работали в Стерлитамакском государственном театрально-концертном объединении, Стерлитамакском и Салаватском башкирском драматическом театре над эскизами спектаклей по текстам современных авторов.
В Стерлитамакском русском драматическом театре эскиз по пьесе А.Букреевой «Ганди молчал по субботам» ставил режиссер Андрей Шляпин. Эскиз получился полноценным одноактным спектаклем и вызвал много эмоций при обсуждении. Режиссер поместил зрителей в центр движущегося круга сцены. Актёры свободно существовали во всём пространстве сцены и зрительного зала, а ведущей музыкальной темой была выбрана композиция рэпера Оxxxymiron.
Режиссёр Дмитрий Егоров работал над пьесой Д.Данилова «Человек из Подольска». Он выбрал для своего эскиза пространство репетиционного зала театра: "Оно словно создано для этой пьесы, мне очень повезло! С каждым днём было всё интереснее наблюдать за артистами. Нам всё удалось, но я хотел бы дальше поработать с этой пьесой. Для меня это история социальная, и очень актуальная сегодня. Здесь нет правых и виноватых. За эти четыре дня я вдруг осознал, что в конце пьесы нет выхода и финальный танец – это не конец истории", - говорит режиссер.
На сцене Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения над эскизами современных авторов Мунира Кунафина (“Изи-пизи лимон сквизи”) и Рината Ташимова (“Первый хлеб”) работали режиссеры Константин Солдатов (г.Калуга) и Артем Устинов (г.Самара). За это короткое время они сумели передать свой замысел актерам, а актеры достойно выполнили задачу поставленную режиссером. Кроме зрителей постановки оценивали и профессионалы: театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова и помощник ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, кандидат искусствоведения Павел Руднев, а также известные театроведы, режиссеры, редакторы газет из городов Москвы и Уфы. По их мнению, оба эскиза достойны показа на сценах театра.
В Салаватском башкирском драмтеатре работали с отрывком А.Ишбулдиной "Лапсердак". Режиссер Виталий Когут (г.Воронеж) со своей задачей справился - в его отрывке уместились все чувства и эмоции героев, были и юмор, и драма. После просмотра короткой версии спектакля, зрители могли сразу высказать свое мнение напрямую режиссеру, внести свои замечания и предложения. Практически у всех сидящих в зале эскиз вызвал положительную реакцию. Сам режиссер признался, что актерам, по его мнению, удалось раскрыть характеры героев, а также донести всю суть постановки и донести эмоции до зрителя.
Второй эскиз театра - по пьесе М. Зелинской "Хуманитас Инжиниринг" в постановке молодого режиссера Захара Пантелеева (г.Киров). Для зрителей выступали молодые актеры Рафаэль Гайнуллин, Рамзия Максютова, Гульфина Ибатуллина.
"Эта фантастическая история происходит в далеком будущем. В компанию, занимающуюся созданием идеальных пары для обеспеченных клиентов приходит 30-летняя Лера. Она по 10-бальной шкале выбирает характеристики которыми должен будет обладать её партнер. Сконструированного чудо-мужчину отдают на тестирование Лере. И вот тут-то всё и начинается... " - говорят о сюжете в театре.
Режиссёрская лаборатория по современной драматургии завершилась лекцией на тему "Как меняется современный театр. Приёмы, инструменты, темы" от модератора проекта Павла Руднева.
Традиция проводить режиссерские лаборатории с целью подбора репертуара, апробации новых форм, поиска талантливых режиссеров существует давно. В нашей республике такие проекты тоже не являются новшеством - несколько лет подряд Государственный академический русский драматический театр проводил режиссерскую лабораторию по пьесам современных драматургов, многие из эскизов стали полноценными спектаклями и успешно идут в репертуаре театра.Подобная лаборатория прошла в татарском театре города Туймазы и театр пополнился замечательным спектаклем “Колбаса. Фрагменты” В. Шергина (реж. Антон Бутаков г. Екатеринбург). Отметим, что творческие лаборатории дают возможность появляться сценическим экспериментам, способствуют поиску новых форм воплощения и конечно, прежде всего, помогает обновлению репертуара театра. Примечательно, что в обсуждении представленных эскизов будущих спектаклей кроме экспертов профессионального сообщества участвуют и обычные зрители. Именно они и являются главным материалом для лаборатории, именно их оценка – интересен ли им показанный материал либо нет, влияет на конечный результат выбора, какой режиссер и какая пьеса продолжит свой путь и станет полноценным спектаклем.