Вечер памяти Ахмата Фаткулловича Лутфуллина (1928–2007) - великого мастера изобразительного искусства XX века, народного художника России, заслуженного художника Башкортостана, действительного члена Российской академии художеств, члена Союза художников России, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева прошел 1 декабря в Башкирском государственном художественном музее им. М. Нестерова.
В этом году художнику бы исполнилось 95 лет.
Ахмат Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.
В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.
В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР. В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин.
В 1957 году в Уфе состоялась его первая персональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой.
В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы», картины «Прощание» и «Ожидание», вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства. За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа, глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет прежде всего национальным своеобразием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.
Мероприятие прошло на фоне выставки его лучших произведений из собрания БГХМ им. М.В. Нестерова.
Куратор выставки Валентина Сорокина:
- Имя мастера жанровой, портретной живописи Ахмата Лутфуллина стоит в ряду крупнейших мастеров российского, башкирского изобразительного искусства второй половины ХХ века. «Я — сын своей земли» — так назвал он свою масштабную юбилейную выставку, посвящённую 70-летию со дня рождения, которая прошла в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в 1998 году. Оно отразило истинную суть творчества большого художника, отдавшего свой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, её народу. Он оставил нам значительное творческое наследие, которое хранится в крупнейших музеях страны: картина «Проводы на фронт» (1978) — в Государственной Третьяковской галерее, «Прощание» (1970) — в Государственном Русском музее, около 100 полотен — в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Вечер памяти посетили почитатели таланта художника, его близкие и коллеги. Своими творческими номерами мероприятие украсили выступления Риммы Амангильдиной под звуки курая.