Идея поставить пьесу французского драматурга, писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Альбера Камю на башкирской сцене у заслуженного артиста Республики Башкортостан Азата Зиганшина родилась давно. Как режиссер он впервые обратился к «Калигуле» в 2014 году. Тогда текст философа, экзистенциалиста Камю прозвучал со сцены Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра. Калигулу сыграл молодой актер театра Вадим Клысов. К сожалению, игралась трагедия всего 3-4 раза, затем ее сняли с репертуара театра. Приехав в Уфу и став директором НМТ им.М.Карима, Азат Зиганшин решил возродить данную постановку уже с башкирской труппой Молодежного театра.
Сегодня, 2 декабря 2016 года пьеса о трагедии власти и власти трагедии была показана уфимской публике. Важно отметить, что главную роль – Калигулу – исполнял тот же актер – Вадим Клысов, который по приглашению Азата Зиганшина стал актером Национального молодежного театра.
Напомним, что уфимские зрители уже видели Калигулу в исполнении Вадима Клысова, когда Стерлитамакский театр играл «Калигулу» на сцене Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури. Тогда многие отметили неисчерпаемый потенциал и силу этого артиста.
А сила заключается в тонкой передаче образа Калигулы. Как исторический и художественный образ Калигула – страшный персонаж, подходить к нему нужно очень осторожно. Эта роль на грани, актер должен быть вооруженным и физически, и психологически. Ломая правила, стереотипы, ломая, прежде всего себя, Вадим Клысов создает образ не столько злодея, сколько человека абсолютно одинокого, человека, который постепенно начинает терять диалог (как с людьми, так и с высшими силами).
Потеряв любимую женщину, молодой император Калигула задается вопросом: «А что такое любовь?». Вскоре он открывает для себя простую истину: «Она только знак некой правды, которая делает луну необходимой. Правда эта совсем простая и совсем ясная: «Люди умирают и они несчастны».
Калигулу раздражает успокоительная ложь, которая его окружает. Понять Кая пытается только Цезония в исполнении народной артистки РБ Рушаны Бабич. Но и ее героиня становится жертвой беспощадного тирана. Он полностью погружается в свое одиночество, он хочет построить вокруг себя пустоту. Герой стремится к Абсолюту, хочет «жить по правде». Но Абсолют недостижим, как недостижима луна, которую хочет заполучить герой. Открытие абсурдности жизни превращает доброго и созерцательного Калигулу в жестокого тирана, убивающего своих подданных. Вадим Клысов в образе властителя заполняет всю сценическую площадку. Он как «perpetuum mobile» (вечный двигатель), который без устали творит зло в мире, беспощадно разрушая и издеваясь над человеческими душами.
Красной нитью в спектакле проходит тема абсолютной власти, которая способна разрушить человека, тема рабства и свободы. Только свобода здесь понимается не как абсолютная воля человека, а как вседозволенность, приводящая к трагическому исходу.
Все находятся в страхе перед этим тираном, но никто не решается на бунт. Конечно, все попытки улучшить это общество, спровоцировать их – все абсурдно, потому что действия Калигулы насильственны.
Герой Клысова все сценическое время пытается бороться против этой системы, в которую погрязла толпа. Все что чувствуют люди – это страх. Страх парализует этих героев, что точно отображено и в башкирском спектакле.
Калигула жаждет бунта, он рад каждому слову, которое встает поперек его убеждениям. Но убийство злодея еще не гарантирует исчезновения зла вообще. Это и показывает в финале режиссер. Патриции убивают Калигулу, однако он с диким хохотом кричит им в ответ, что жив, он останется в истории человечества.
Стоит отметить, что пьеса, написанная Камю в 1945 году о римском императоре, звучала сегодня откровенно, в постановке Азата Зиганшина история приобрела вселенские масштабы. Это достигалось каждой деталью в спектакле (от костюмов до сценографии), это чувствовалось в музыкальной партитуре (композитор Урал Идельбаев), передавалось через пластический рисунок.
На сцене нет ярких больших конструкций, постановка не пестрит объемными декорациями. Все, что видит зритель: три офисных (крутящихся) стула, один из которых символизирует трон Калигулы, и небольшой помост, а в углу колокол. Это все, что нужно было режиссеру для создания единого художественного образа. Но композиция эта была бы незавершенной, если бы не еще один из главных элементов спектакля.
В самой глубине сцены была расположена видеокамера, в которую то и дело вглядывается Калигула. Тем временем, онлайн, лицо Вадима Клысова проецируется на шести экранах, расположенных по краям сцены. Зритель, словно через лупу наблюдает за изменением мимики властителя, за его эмоциями. Здесь режиссер беспощаден: зрительный зал находится под постоянным присмотром. Обезумевший взгляд Калигулы то и дело наблюдает за каждым зрителем.
Так в башкирском спектакле «Калигуле» раскрывается человеческая душа, бунтующая против окружающей и внутренней абсурдности существования. И стоит отметить, что спектакль Азата Зиганшина не провокация. Режиссер вызывает зрителя на диалог и размышление.
Напомним, что следующий премьерный показ состоится 16 декабря 2016 года.