Выставка к 130-летию художника Касима Давлеткильдеева

Выставка к 130-летию художника Касима Давлеткильдеева

К 130-летию со дня рождения художника Касима Давлеткильдеева в художественном музее им. М.В. Нестерова подготовлена выставка, которая продлится до 23 апреля. 

Духовным стержнем башкирского изобразительного искусства было и остаётся творчество замечательных мастеров старшего поколения, среди которых имя К.С. Девлеткильдеева занимает главенствующее место. В башкирском художественном музее им. М.В. Нестерова собрано творческое наследие мастера, часть которого представлена в настоящей экспозиции от работ ученического периода до произведений последнего десятилетия жизни художника – рисунки, акварели, масляная живопись.

Через весь свой жизненный и творческий путь он пронёс свет ясной, одарённой души, отданной родному народу, краю. «Он был чистым как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», - вспоминала о нём заслуженный художник РСФСР, народный художник БАССР Тамара Павловна Нечаева. Не случайно в экспозицию выставки включён «Портрет К.С. Девлеткильдеева»(1982) кисти заслуженного художника Республики Башкортостан У.Г. Мухаметшина, ибо содержание этого полотна нё только тонко воссоздаёт образ этого вдохновенного мастера, благородного человека, но и в метафорической форме воплощает драматизм его судьбы.
Первый художник-башкир, Девлеткильдеев, преодолев запрет мусульманской религии, ещё в начале ХХ века получил профессиональное образование в Центральном художественно-промышленном училище Б. Штиглица, которое окончил в 1914 году. В 1916 году он поступил в Петербургскую Академию художеств, но через год вынужден был её оставить по состоянию здоровья и вернуться в Уфу.
В экспозиции представлены ученические работы мастера 1914 года – зарисовки натурщиков, которые свидетельствуют о прирождённом таланте Девлеткильдеева-рисовальщика. Здесь же другая работа ученических лет «Молитвенник» (1913), в которой он открывает для себя красоту и изящество акварельной живописи, тонким мастером которой он стал впоследствии.
В одной из ранних самостоятельных работ «На молитве»(1910-е) художник заявил о себе как о приверженце национальной темы, которая трактуется им с большим пониманием и эстетизмом. Гармонично ложатся тонкие акварельные краски, рисующие фигуру коленопреклоненной женщины на фоне интерьера башкирской избы. Автор изображает эту сцену, не нарушая таинства момента. Он строит пластику листа на обобщённых и геометризированных формах, стремясь придать им монументальное звучание. В этом произведении очевидно влияние авангардного искусства начала ХХ века, нашедшее отражение в его стилистике, в том числе и в условности построения пространства и формы.
1920-е годы – время активной творческой, педагогической, общественной деятельности К.С. Девлеткильдеева. С основанием в 1926 году Уфимского техникума искусств он стал преподавать здесь живопись и рисунок. В этот период он совершил несколько экспедиций, во время которых создал ряд интересных произведений. Среди них – карандашный рисунок «Развалины мечети Биби-Ханум». Авторская подпись на нём свидетельствует о том, что он был исполнен в Самарканде во время Туркестанской экспедиции 1921 года. Тонкая, одухотворённая структура рисунка передаёт трепетность восприятия художником увиденного, утверждает незыблемую красоту архитектурного творения древних мастеров.
В 1928 году К. Девлеткильеев совместно с бывшим тогда директором уфимского художественного музея Юлием Юльевичем Блюменталем совершил экспедицию в Тамьяно-Катайский кантон (ныне – Белорецкий район Башкортостана). Основой коллекции башкирского народного искусства в музее стали собранные ими здесь произведения. Поездка была чрезвычайно плодотворной. Во время экспедиции художник создал лучшие свои работы, ставшие классикой башкирского изобразительного искусства.
Первая в этом ряду – «Девочка-башкирка в голубом»(1928), волнующая неподдельной искренностью, одухотворённостью, мастерством акварельной живописи. Долгие годы героиня этой работы, ставшая для зрителя собирательным образом юной башкирки, исполненной внутренней чистоты и кротости, считалась безымянной. В 1983 году мы, сотрудники нестеровского художественного музея, проехали по следам экспедиции и отыскали её. Это была Марьям Юмагуловна Мустафина, мать пятерых детей, жительница посёлка Бриштамак Белорецкого района. Несколько лет назад её не стало. А тогда она нам рассказала: «Мне было двенадцать лет, мы жили в деревне Усман-Гали. Родители ушли на работу, я была в доме одна, когда во двор вошли двое мужчин. Когда они сказали, что хотят рисовать меня, я очень испугалась, в то время это было необычно и непонятно мне. Они шутили со мной, разговаривая по-башкирски, я постепенно успокоилась и согласилась посидеть. Надела своё нарядное платье с бусами и сидела на нарах, а рядом было сложено приданое снохи – паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк».
Каким же мастерством должен был обладать художник, чтобы в один сеанс создать законченное по образному, композиционному решению произведение, написанное лёгкой кистью, чистым и сочным цветом! «Девочке-башкирке в голубом» была суждена большая жизнь. В 1941 году она экспонировалась в Москве в Третьяковской галерее на выставке лучших произведений мастеров советской акварели. Затем, находясь в коллекции художественного музея им. М.В. Нестерова прошла ряд престижных выставок башкирского искусства, И сегодня она сохраняет свою высокую образную и художественную значимость.
О редком таланте Касима Девлеткильдеева передавать красоту национального быта свидетельствует акварель «Крыльцо башкирской избы»(1928), исполненная в той же деревне Усман-Гали. С большой любовью показывает он предметы обихода в искусно решённой композиции. Освещённое солнцем крыльцо он пишет в нежно-золотистой, тёплой гамме красок, мягко и с большим вкусом вплетая в неё белые, красные, зелёные пятна вывешенных на нём для просушки полотенец, ковриков и стоящего рядом кумгана. Пейзаж, в котором ощущается лёгкое дуновение ветерка и тепло солнечного света, написан в гамме голубовато-синих тонов, передающих эффект воздушной перспективы. Трепетность состояния природы и самой манеры письма, изящество колорита – всё это придаёт работе поэтическое, одухотворённое звучание.
В соседнем посёлке Манышты Девлеткильдеев встретил другого своего героя, запечатлённого в акварели «Башкир-охотник на медведя»(1928). Перед зрителем предстаёт сидящий мужчина совсем не богатырского сложения, он невысок и даже худощав. Но автор так строит композицию листа, что в его замкнутом пространстве создаётся впечатление значительности фигуры охотника. В его позе и лице выражена готовность к действию и бесстрашие. Этот портрет является ещё одним доказательством умения художника на основе конкретного впечатления создать образ обобщённого содержания, отражающего его представление о нравственной силе, красоте народа.
С большим мастерством и силой художественного обобщения народный тип воссоздан К.С. Девлеткильдеевым и в исполненном углем портрете «Башкир Ибрагим»(1928). В этой натурной работе с её убедительным портретным сходством – яркий психологический образ. Одновременно это биография, характер, судьба целого народа, стойкого к жизненным невзгодам, мудрого, благородного.
Образы, созданные мастером, прочувствованные, лиричные или монументальные, как в последнем примере, непременно несут в себе черты национального своеобразия. Касим Салиаскарович первым в изобразительном искусстве нашей республики сказал проникновенное слово о башкирском народе. Прозвучавшее значимо и сильно в своё время, оно не теряет своей актуальности по сей день.
В 1920-1930-е годы художник много работал в натюрморте. Обладая утончённым художественным вкусом, он проявлял интерес ко всему прекрасному в жизни – любил природу, с удовольствием ухаживал за садом художественного музея, дома собрал небольшую коллекцию старинного фарфора. Его поэтическая натура находила отдохновение, когда он писал свои многочисленные натюрморты, воспроизводящие многообразие предметного мира. С особым наслаждением он писал цветы, увлекаясь бесконечным многообразием форм лепестком и листьев, гармонией нежных красок.
В годы Великой Отечественной войны в уфимском госпитале он делал карандашные зарисовки бойцов 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Они проникнуты духом исторической достоверности, трогают тёплым, уважительным отношением автора к своим героям.
В Башкирском художественном музее им. М.В. Нестерова хранятся и живописные произведения К. Девлеткильдеева. Среди них и портреты деятелей башкирской культуры - поэта и писателя Мажита Гафури и народного артиста БАССР Г. Мингажева (оба 1937). Неброские по цвету они притягательны по своему нравственному содержанию и силе психологических характеристик.
Касим Салискарович прожил трудную жизнь, он был одинок, всегда отличался скромностью. Тяжёлые годы войны подорвали и до того его слабое здоровье. 23 января 1947 года старейшая башкирская художница Мария Николаевна Елгаштина писала: «Скончался Касим Салиаскарович, вчера мы хоронили его. Ушёл из мира ещё один хороший человек тонкой души и глубоких чувств…». На могиле художника на мусульманском кладбище в Уфе в 2002 году установлен памятник, выполненный башкирским скульптором Г.И. Мухаметшиным.

В.М. Сорокина,
Главный хранитель БГХМ им. М.В. Нестерова.

 

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb