При слове «дирижёр» в голове, скорее всего, всплывёт следующий образ маэстро – мужчина во фраке с дирижерской палочкой. Дирижёр не только управляет оркестром на концерте. В этой профессии много закадрового труда. Нужно выбрать произведение и донести его до музыкантов, наладить с ними контакт, разучить партии, «рулить» процессом на сцене. Художественная манера дирижёра может изменить звучание произведения — в этом творческая фишка профессии. Изначально в симфоническом оркестре играли только мужчины и, соответственно, дирижёром тоже был мужчина. Если не углубляться, можно подумать, что это стопроцентно мужская профессия. Долгое время существовали стереотипы, якобы «мягкость» и «эмоциональность» женщин не позволят им стать авторитетными музыкальными лидерами. Действительно, женщинам долго не давали в руки дирижёрскую палочку. Но они взяли её сами.
В рамках проекта «Концертные программы с участием женщин-дирижеров, хореографов, музыкантов, солистов» 11 ноября в Стерлитамаке состоялся концерт Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, главный дирижер – заслуженный артист Республики Башкортостан Дмитрий Крюков. Мероприятие проводилось при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
За дирижерским пультом на сцене Городского дворца культуры г. Стерлитамака выступили молодые дирижеры: лауреат всероссийских и международных конкурсов Ольга Власова и лауреат международных конкурсов Камелия Хоанг. В программе концерта прозвучала музыка П.И. Чайковского, А. Бородина, М. Ипполитова-Иванова и М.П. Мусоргского. Талантливые девушки продемонстрировали высокий уровень работы с оркестром, а особый шарм добавило именно «женское» прочтение знаменитых партитур: воздушные жесты, элегантность, детальная проработка, плавная фразировка, смелые акценты, яркая эмоциональность и драматизм. Публика осталась в восторге от столь необычного действия: громкие овации, аплодисменты и крики «Браво!» не смолкали в течение всего концерта.
После своего триумфа дирижеры поделились своими впечатлениями о работе с оркестром и о концертной программе.
Камелия Хоанг:
«Отмечу теплую атмосферу, музыкальную чуткость и профессионализм. Было радостно наблюдать сплоченность групп оркестра, что, несомненно, является плодами усилий руководства НСО РБ - главного дирижера и генерального директора, концертмейстеров, а также самих оркестрантов. Занятный факт: первые гастроли НСО РБ в Москве прошли в 1997 году - год моего рождения в Москве. Наша вылазка в Стерлитамак с НСО РБ - мое первое знакомство с коллективом. О нём я слышала только лучшие отзывы от своих знакомых солистов-инструменталистов и наставников-дирижёров. Главный дирижёр Дмитрий Крюков познакомил меня с записями НСО своих интерпретаций, предстоящих к исполнению мной на концерте произведений - так я «заочно» услышала звучание коллектива. Мне понравились прочтения этой музыки Дмитрием, они цельные и отражают его исполнительский стиль и яркую натуру, при этом я слышу отдельные эпизоды, инструментовку и фразировку иначе, что я и реализовала с НСО. И ведь это прекрасно, что есть вариантность трактовок, выстроенные относительно разных смысловых вершин и метаидей, будь то элегантность, эпичность или драматизм. Прилетела в Уфу уже с четко выстроенным планом работы. В первую репетицию, я специально взяла нарочито замедленные темпы для первых проигрываний произведений, что озадачило и удивило музыкантов, в перерыве обратились ко мне концертмейстеры: «Маэстро, не могли бы мы играть подвижнее? Если завтра будем играть в таком темпе - не вытянем!». В ответ лишь улыбаюсь: эти темпы не для концерта, я знакомлюсь с Вами, хочу успеть услышать всех в вертикали и как звучит каждый (моя цель прочувствовать каждого артиста оркестра, его индивидуальное звучание, отметить лучшие качества и усилить их воздействие на симфоническую фактуру, красочность звучания оркестра в целом). На сценической репетиции больше общались с оркестром, я, имея ввиду сухую акустику бархатного зала, обращала внимание на дополнительные коррективы манеры исполнения по результатам «репы» предыдущего дня конкретным группам и солистам, напоминала истоки тем в исполняемых нами сочинениях, художественные образы, в которые мы вживемся на концерте. Чуть-чуть поиграли, разыгрались, настроились на то, что мы единый музыкальный организм-инструмент. Результат - Музыка! Наше исполнение, думаю, говорит само за себя. Чуткость к каждому моему движению души, взгляду, ладони, палочки, советам и пожеланиям, а также выразительность и техническая уверенность оркестра влюбили меня в НСО РБ. Реакция публики не заставила себя ждать. Зрители продолжают писать мне в социальных сетях о красочности, сочности, вдохновенности звучания и нашем единстве с оркестром, что очень радует. Однако я не успокоюсь никогда, нет предела совершенству, и с каждым днем мы стремимся стать лучше, чем были вчера!».
Ольга Власова:
«Когда я узнала, что нам с Камелией выпадает возможность выступить с НСО РБ, то очень обрадовалась, потому что знала этот коллектив не понаслышке. Я периодически смотрела трансляции с выступлениями этого оркестра, по которым можно наблюдать их стремительный подъем за последние несколько лет, поэтому когда они приезжают в Москву, то стараюсь не упустить эту возможность и послушать их вживую. Выступать с оркестром такого высокого уровня - это большая творческая радость и в то же время большая ответственность и азарт, особенно для молодого дирижера. Особым приятным бонусом для меня стали доброжелательная атмосфера в коллективе, расположенность к совместной работе и «живые» глаза музыкантов, которые были открыты к абсолютно любым идеям и готовы были с интересом искать что-то новое в привычном звучании. Честно скажу, что обычно готовишься к обратному. Поэтому такое отношение всегда вдохновляет, ведь на сцене мы творим все вместе. В итоге на концерте оркестранты выкладывались по полной, что не могло не ощутиться в зале. В конце отделения нас попросили исполнить бис и встретили стоячими овациями. Это дорого стоит!».
Безусловно, было интересно узнать про их творческий путь: почему выбор пал именно на профессию дирижера, и чем она их привлекает.
Камелия Хоанг:
«В беседе с Артуром Назиуллиным я упомянула, что обожаю слышать и слушать сочетания разных тембров и оркестровых красок. Возможно сказалась и внутренняя склонность к монументальным сочинениям и крупной форме. Наравне с обширным сольным фортепианным репертуаром, будучи пианисткой, я исполняла большое количество камерной музыки для самых разных составов. Поэтому знаю ансамблевую игру, свойства сильные и не очень каждого музыкального инструмента симфонического оркестра и ощущения «изнутри», партитуры могла читать уже в годы окончания ЦМШ. Все годы обучения в Московской консерватории имела счастье общаться с профессорами не только о фортепианном исполнительстве, но и о творчестве выдающихся дирижеров прошлого: Фуртвенглера, Караяна, Тосканини, Мравинского (так сформировался мой художественный вкус, любовь к партитурам Г.Малера и Р.Штрауса). Поступала на дирижерский факультет с 1-й симфонией Брукнера и 4-й Бетховена. Я всю сознательную жизнь стремилась быть музыкантом в первую очередь, поэтому решение начать дирижерский путь 5 лет назад было сделано отнюдь не вопреки моему фортепианному настоящему и будущему. Это взаимообогащающие неразъединимые части моей натуры. Существую благодаря и во имя музыки. В будущем также планирую совмещать эти свои амплуа, вкупе с композиторской деятельностью. Сейчас, как дирижер, учусь на втором курсе по второму высшему образованию в МГК им. Чайковского, много читаю про режиссуру, живопись, композиторов, изучаю партитуры и рукописи, дирижирую, продолжаю играть сольные концерты на фортепиано, приглашена в несколько конкурсов в качестве члена жюри. Открыта к новым предложениям и интересным программам, проектам. Работы всегда много, не скрою - трудоголик, но это мне в кайф!».
Ольга Власова:
«Очевидно, что все это не возникло бы без руководителей оркестра - директора Артура Назиуллина и главного дирижёра Дмитрия Крюкова. Кстати говоря, мы с Дмитрием учились в Московской консерватории в одно время. Не знаю, помнит ли он меня, но я его прекрасно помню. Тогда, будучи студенткой дирижерско-хорового отделения, я ещё не задумывалась всерьёз о дирижёрском симфоническом образовании, но с огромным интересом посещала все возможные мастер-классы с Рождественским, Юровским, Полянским, Понькиным. Меня это все очень манило и я представляла себя на месте тех молодых студентов. Меня привлекал масштаб звучания симфонической музыки и возможность оказаться в его эпицентре. Но мысли о получении симфонического образования пришли годами позже, когда у меня стало появляться всё больше работы с инструментальными составами, а параллельно появился президентский грант на второе высшее образование, позволяющий бесплатно получать вторую специальность. Сейчас я продолжаю обучение на третьем курсе Московской консерватории в классе профессора, народного артиста России Владимира Александровича Понькина. Я чувствую, что мой творческий путь развивается благополучно, но я иду по нему не торопливо, и в этом есть свои плюсы. Восточная мудрость гласит, что самый быстрый способ достичь цели - это идти к ней медленно».
Остается пожелать успехов этим смелым девушкам, ставшим на непростой, но захватывающий и интересный путь женщины-дирижера в симфоническом оркестре.