Знаменитые песни из спектакля «Нэркэс» вновь звучат со сцены Башкирского театра драмы им. М.Гафури

Знаменитые песни из спектакля «Нэркэс» вновь звучат со сцены Башкирского театра драмы им. М.Гафури

Вчера, 17 февраля 2017 года, в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоялась премьера обновленной версии спектакля «Нэркэс» в постановке Ильдара Гилязева.

«Нэркэс» стала легендой башкирского театра. Спектакль по пьесе Ильшата Юмагулова ставится на сцене Башдрамтеатра в четвертый раз. Впервые к ней обратился режиссер Лек Валиев в 1967 и 1979 годах, главные роли тогда исполняли Гюлли Мубарякова, Рамзия Хисамова, Танзиля Хисамова – Нэркэс, Гайса Хасанов, Фидан Гафаров – Тимерхан, в роли Зумрат выступали – Камал Ихсанова, Ляля Ахтямова, Рагида Янбулатова и Гюлли Мубарякова.

В 2001 году за «Нэркэс» взялся московский режиссер, наш земляк – Ильдар Гилязев. Он поставил спектакль в жанре мелоромантической трагедии. Тогда главные партии были у Айсылу Юмагуловой, Фирузы Аллаяровой, Алсу Галиной-Гафаровой (Нэркэс), Азамата Гафарова и Азата Зиганшина (Тимерхан), Суфии Курбангалиевой и Танзили Хисамовой (Зумрат).

В этом году «Нэркэс» вновь возвратилась на башкирскую сцену. Зрителей так тронула история башкирских «Ромео и Джульетты», так полюбились песни композитора Урала Идельбаева, что вернуть уже ставшую башкирской классикой пьесу Ильшата Юмагулова – было не реанимирование старого материала, а возрождение живой истории, которая вознеслась над временем.

Сегодняшняя «Нэркэс» - это не новая постановка, а ее обновленный вариант, так как и декорации (художник Тан Еникеев), и костюмы, танцы (хореография Сергея Андриянова и Сулпан Аскаровой), и многие персонажи остаются прежними. Изменились только главные герои: Нэркэс в новом исполнении прозвучала у актрис Гульназ Хайсаровой и Гульнары Казакбаевой, Тимерхан у актеров Руслана Хайсарова и Артура Кабирова. Айсылу Юмагулова же из Нэркэс перевоплотилась в Зумрат, Азамат Гафаров из Тимерхана в Баимбет-бея.

Несмотря на то, что прошло уже 16 лет, и постановка претерпела лишь небольшие изменения, спектакль продолжает дышать, пульсировать, жить.

Особенность этой постановки заключается в том, что абсолютно все герои с титанической силой пытаются существовать в этом зигзагообразном мире, где просто необходимо выжить любыми способами и усилиями.

Мы не можем уловить, когда запускается ход трагедии. Конфликт начинается с первых минут спектакля. Две силы – черное и белое  уже вначале задают тон всему действию: они в бешеном ритме извиваются вокруг главной героини,  не давая выбраться ей из сетей. Эта сцена еще повторится в спектакле. Когда Нэркэс (Гульнара Казакбаева) страшным проклятием объявят, что она изгнанная, вокруг нее начнут полыхать жуткие демонические женщины в черных мантиях, они с диким смехом попытаются обвить ее душу толстым канатом, забирая всю человеческую силу. И какое одиночество и трагическая опустошённость отразится в ее глазах... Но Нэркэс – единственная в этом темном мире готова на решительный поступок.  Ведь быть отвергнутой – хуже смерти.

Спектакль проникнут двумя энергиями – черной и белой, доброй и злой, живой и мертвой. Парадокс, но именно уже давно ушедшее прошлое Зумрат, которая в спектакле является связующей нитью, решает настоящее, распрягается живыми сердцами двух героев. Но Зумрат – это не зло в чистом виде, это результат прошлых преступлений.

Если вначале мы видели конфликт двух кланов башкирских «Монтекки» и «Капулетти», которые признаны врагами друг друга, то затем врагами для них становятся собственные дети: Тимерхан и Нэркэс. И когда Тимерхан (Руслан Хайсаров) в сердцах бросает Нэркэс, что «глаза ее наполнились кровью», то он и не подозревает, что кровь в глазах и на руках у всего их рода. Сильный, мужественный, экспрессивный Тимерхан, так влюбленный в Нэркэс, поддается влиянию своего могущественного отца – Сынтимер-бея (Хурматулла Утяшев). Тимерхан испытывает сильный внутренний конфликт: он верит отцу, что возлюбленная предала его, но в его душе пылает неудержимая любовь к ней. В финале любовь побеждает невежество вокруг. Только все происходящее герои осознают слишком поздно. События заканчиваются трагедией.

Режиссер анализирует творчество Юмагулова как драматурга, рассматривающего трагедию как форму, в своей основе имеющую не борьбу личности с препятствиями, а глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.

Чувствуется, что зрители ждали возвращения этой трагедии на башкирскую сцену. Какими аплодисментами они встречали и провожали Айсылу Юмагулову – Зумрат, которая своими монологами проникала в душу каждого сидящего в зале.

Легкие, но обладающие яркой выразительностью танцы, драматическое пение, яркие образы, поэтичное решение сцен – все это составляет основу этнического и самобытного спектакля.  Классический образец национальной трагедии «Нэркэс» снова ожила на башкирской сцене.

Отметим, что по случаю премьеры,  в выставочном зале БАТД им.М.Гафури открылась выставка заслуженного художника России и Башкортостана, члена Союза художников СССР и России, академика Китайско-Российской Академии изобразительного искусства Айрата Терегулова. Среди представленных работ: картины из серии «Акбузат», за которую художник удостоился Государственной премии Башкортостана им.С.Юлаева, а также его новые картины.

Также мы не могли пропустить встречу с режиссером спектакля Ильдаром Гилязевым и взяли у него интервью, где он рассказал о первых шагах в профессию, своих учителях и об особенности национального театра. Об этом и о многом другом читайте в нашей рубрике «Спецпроекты: Интервью» здесь.

Автор: Ирина Гайнатуллина

Знаменитые песни из спектакля «Нэркэс» вновь звучат со сцены Башкирского театра драмы им. М.Гафури
Знаменитые песни из спектакля «Нэркэс» вновь звучат со сцены Башкирского театра драмы им. М.Гафури
Знаменитые песни из спектакля «Нэркэс» вновь звучат со сцены Башкирского театра драмы им. М.Гафури
Знаменитые песни из спектакля «Нэркэс» вновь звучат со сцены Башкирского театра драмы им. М.Гафури

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb