Вчера, 17 февраля 2017 года, в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоялась премьера обновленной версии спектакля «Нэркэс» в постановке Ильдара Гилязева.
«Нэркэс» стала легендой башкирского театра. Спектакль по пьесе Ильшата Юмагулова ставится на сцене Башдрамтеатра в четвертый раз. Впервые к ней обратился режиссер Лек Валиев в 1967 и 1979 годах, главные роли тогда исполняли Гюлли Мубарякова, Рамзия Хисамова, Танзиля Хисамова – Нэркэс, Гайса Хасанов, Фидан Гафаров – Тимерхан, в роли Зумрат выступали – Камал Ихсанова, Ляля Ахтямова, Рагида Янбулатова и Гюлли Мубарякова.
В 2001 году за «Нэркэс» взялся московский режиссер, наш земляк – Ильдар Гилязев. Он поставил спектакль в жанре мелоромантической трагедии. Тогда главные партии были у Айсылу Юмагуловой, Фирузы Аллаяровой, Алсу Галиной-Гафаровой (Нэркэс), Азамата Гафарова и Азата Зиганшина (Тимерхан), Суфии Курбангалиевой и Танзили Хисамовой (Зумрат).
В этом году «Нэркэс» вновь возвратилась на башкирскую сцену. Зрителей так тронула история башкирских «Ромео и Джульетты», так полюбились песни композитора Урала Идельбаева, что вернуть уже ставшую башкирской классикой пьесу Ильшата Юмагулова – было не реанимирование старого материала, а возрождение живой истории, которая вознеслась над временем.
Сегодняшняя «Нэркэс» - это не новая постановка, а ее обновленный вариант, так как и декорации (художник Тан Еникеев), и костюмы, танцы (хореография Сергея Андриянова и Сулпан Аскаровой), и многие персонажи остаются прежними. Изменились только главные герои: Нэркэс в новом исполнении прозвучала у актрис Гульназ Хайсаровой и Гульнары Казакбаевой, Тимерхан у актеров Руслана Хайсарова и Артура Кабирова. Айсылу Юмагулова же из Нэркэс перевоплотилась в Зумрат, Азамат Гафаров из Тимерхана в Баимбет-бея.
Несмотря на то, что прошло уже 16 лет, и постановка претерпела лишь небольшие изменения, спектакль продолжает дышать, пульсировать, жить.
Особенность этой постановки заключается в том, что абсолютно все герои с титанической силой пытаются существовать в этом зигзагообразном мире, где просто необходимо выжить любыми способами и усилиями.
Мы не можем уловить, когда запускается ход трагедии. Конфликт начинается с первых минут спектакля. Две силы – черное и белое уже вначале задают тон всему действию: они в бешеном ритме извиваются вокруг главной героини, не давая выбраться ей из сетей. Эта сцена еще повторится в спектакле. Когда Нэркэс (Гульнара Казакбаева) страшным проклятием объявят, что она изгнанная, вокруг нее начнут полыхать жуткие демонические женщины в черных мантиях, они с диким смехом попытаются обвить ее душу толстым канатом, забирая всю человеческую силу. И какое одиночество и трагическая опустошённость отразится в ее глазах... Но Нэркэс – единственная в этом темном мире готова на решительный поступок. Ведь быть отвергнутой – хуже смерти.
Спектакль проникнут двумя энергиями – черной и белой, доброй и злой, живой и мертвой. Парадокс, но именно уже давно ушедшее прошлое Зумрат, которая в спектакле является связующей нитью, решает настоящее, распрягается живыми сердцами двух героев. Но Зумрат – это не зло в чистом виде, это результат прошлых преступлений.
Если вначале мы видели конфликт двух кланов башкирских «Монтекки» и «Капулетти», которые признаны врагами друг друга, то затем врагами для них становятся собственные дети: Тимерхан и Нэркэс. И когда Тимерхан (Руслан Хайсаров) в сердцах бросает Нэркэс, что «глаза ее наполнились кровью», то он и не подозревает, что кровь в глазах и на руках у всего их рода. Сильный, мужественный, экспрессивный Тимерхан, так влюбленный в Нэркэс, поддается влиянию своего могущественного отца – Сынтимер-бея (Хурматулла Утяшев). Тимерхан испытывает сильный внутренний конфликт: он верит отцу, что возлюбленная предала его, но в его душе пылает неудержимая любовь к ней. В финале любовь побеждает невежество вокруг. Только все происходящее герои осознают слишком поздно. События заканчиваются трагедией.
Режиссер анализирует творчество Юмагулова как драматурга, рассматривающего трагедию как форму, в своей основе имеющую не борьбу личности с препятствиями, а глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.
Чувствуется, что зрители ждали возвращения этой трагедии на башкирскую сцену. Какими аплодисментами они встречали и провожали Айсылу Юмагулову – Зумрат, которая своими монологами проникала в душу каждого сидящего в зале.
Легкие, но обладающие яркой выразительностью танцы, драматическое пение, яркие образы, поэтичное решение сцен – все это составляет основу этнического и самобытного спектакля. Классический образец национальной трагедии «Нэркэс» снова ожила на башкирской сцене.
Отметим, что по случаю премьеры, в выставочном зале БАТД им.М.Гафури открылась выставка заслуженного художника России и Башкортостана, члена Союза художников СССР и России, академика Китайско-Российской Академии изобразительного искусства Айрата Терегулова. Среди представленных работ: картины из серии «Акбузат», за которую художник удостоился Государственной премии Башкортостана им.С.Юлаева, а также его новые картины.
Также мы не могли пропустить встречу с режиссером спектакля Ильдаром Гилязевым и взяли у него интервью, где он рассказал о первых шагах в профессию, своих учителях и об особенности национального театра. Об этом и о многом другом читайте в нашей рубрике «Спецпроекты: Интервью» здесь.
Автор: Ирина Гайнатуллина