Дворянское собрание, ныне здание Уфимского государственного института искусств (ул. Ленина, 14). Из всех городов Урала Уфа в XVIII в. была самым дворянским городом. Так, в 1797 г. на долю дворян приходилось почти 16 % всех уфимских дворов. Эта цифра с годами менялась; к примеру, в 1864 г. доля дворян в Уфе составляла более 19 %, или 1/5 городского населения. Именно дворянское сословие определяло городскую культуру, быт, весь уклад жизни. Если Оренбург или Нижний Новгород были купеческими городами, а Екатеринбург – большим промышленным центром, то Уфа являлась достаточно бедным, но дворянским городом, причем с большим числом ссыльных и опальных дворян, то есть людей образованных и свободомыслящих.
Первые уфимские дворянские роды Аничковых, Гладышевых, Сумароковых, Самариных, Тимашевых, Кольцовых, Каловских, Барсуковых, Ураковых относятся к числу весьма родовитых. Новые дворянские фамилии и роды формировались из чиновников уфимской администрации, новокрещен, татарских мурз, а после указа Екатерины II в 1785 г., по которому право производства в дворяне было предоставлено Уфимскому Дворянскому собранию, начали появляться дворяне из числа башкир. В XVIII в. дворяне становятся господствующим сословием в крае, имеют хозяйства, значительно превышающие средний размер поместий Центральной России.
Уфимские дворяне несли многочисленные службы – походные, станичные, сторожевые, городовые, принимали участие в сибирских походах, охране юго-восточных границ России, борьбе с калмыками, ногайцами, в войнах с Польшей, в Отечественной войне 1812 г.
Здание Уфимского Благородного Дворянского собрания строилось по проекту архитектора Хабарова в 1844–1856 гг. К моменту его постройки в городе насчитывалось более 2 тысяч дворян. Торжественное открытие состоялось в 1856 г. Здание было двухэтажным, каменным с деревянными перекрытиями и скатной железной кровлей.
В архитектурном стиле здания преобладали традиционные классические формы. Интерьер отличался богатством убранства: вестибюль украшали роскошные лепные орнаменты, крестовые своды потолков, парадная трехмаршевая лестница, отлитая из чугуна. Фасад Дворянского собрания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной (сегодня этот герб восстановлен).
В 1885 г. в здании разместилось Общество любителей пения, музыки и драматического искусства. 6 мая 1891 г. здесь в опере А.Г. Рубинштейна «Демон» выступил Ф.И. Шаляпин в роли Старого слуги, в этом же здании он репетировал роль Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст». На здании установлена соответствующая мемориальная доска, именем Шаляпина назван расположенный в здании концертный зал с парадным выходом в сторону ул. Ленина.
В период революции и возникновения нового строя судьба дворянского сословия и всего пласта дворянской культуры складывалась трагически. Потомки старинных дворянских родов были объявлены вне закона, многие репрессированы. Архив Дворянского собрания в 1918 г. был сожжен солдатами Пятой Красной армии, что затрудняет работу историков и краеведов по реконструкции этой части уфимской истории. В 1918 г. в здании размещался интернат для детей, эвакуированных в связи с голодом из областей Центральной России.
В годы Великой Отечественной войны в здании хранились документы Центрального партийного архива ВКП(б), в том числе рукописи Ленина и Маркса. С 1930 по 1960 г. здесь размещалась Республиканская библиотека, затем музыкальное училище. В 1964 г. в Уфу приезжал Дмитрий Шостакович, руководитель Российской композиторской организации; в здании бывшего Дворянского собрания состоялся выездной пленум Союза композиторов России и Неделя башкирской музыки.
При поддержке Д. Шостаковича в 1968 г. был открыт Уфимский государственный институт искусств, разместившийся в здании бывшего Дворянского собрания. Ректором института стал народный артист СССР Загир Гарипович Исмагилов. С 2003 г. институт переименован в Уфимскую государственную академию искусств. В 2005 г. ему присвоено имя основателя – З.Г. Исмагилова.
Источник: http://posredi.ru/enc_D_Dvoran_sobr.html