Виртуоз игры на флейте Пана Вячеслав Змеу выступил с Национальным оркестром народных инструментов Республики Башкортостан на сцене Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова. Совместная программа «Дух ветра» стала частью творческих проектов, приуроченных к 25-летию оркестра.
Флейта Пана, или панфлейта, считается прародителем всех духовых инструментов. Гость из Москвы представил уфимской публике возможности этого удивительного инструмента. Возможности этого удивительного инструмента уфимской публике и представил гость из Москвы, чья фамилия Змеу символично переводится как «воздушный змей». Музыкант поделился, что его с детства завораживал воздушный звук – дух ветра.
Вячеслав Змеу – выпускник Молдавской государственной консерватории, победитель многих международных музыкальных соревнований. Музыкант выступал в крупных концертных залах России и Молдовы, гастролировал в Беларуси, Франции, Германии, Австрии, Китае, Малайзии, Мексике, США, Нидерландах, Италии. За виртуозную игру на панфлейте его прозвали «молдавским соловьем».
Музыкант – давний творческий друг Башкирской филармонии. Он уже выступал в дуэте с органом. В прошлом году он участвовал в Четвертом Международном этническом фестивале «Музыка, рожденная ветром».
В программе звучала классика, киномузыка, народные мелодии и современные композиции: «Соловей» Александра Алябьева, «Венецианский карнавал» Гаэтано Пуньяни, «Румынские танцы» в 6-ти частях Белы Бартока, «Хора стакато» и «Почтовая карета» ГригорашаДинику. Конечно же, культовые мелодии, своеобразная музыкальная «визитка» панфлейты – «Одинокий пастух» Джеймса Ласта, «Полет кондора» Роблеса, а также саундтрек к фильму «Однажды в Америке» ЭнниоМорриконе.
Современная композиция молдавского композитора Анатола Кирияка «Слезы Девы Марии» подарила всем присутствующим тихое умиротворение и необычайную красоту звучания. Партию фортепиано в этом сочинении исполнила Елена Овчинникова.
Особые эмоции вызвало попурри «Путешествие в мир кино» Ильи Мищенкова, где узнавались популярные киномелодии: «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна, «Высокий блондин в черном ботинке» Владимира Косма, «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Профессионал» Морриконе. На бис прозвучала главная тема из фелинниевского «Восемь с половиной» Нино Рота.
Оркестр исполнил башкирские народные мелодии и мелодии авторства оркестрантов. Прологом к концерту стала композиция Рамиса Хакимова и Арслана Умурзакова «Сокол». Арслан солировал на нескольких кураях, музыкально иллюстрируя полет сокола. Ансамбль кураистов Национального оркестра народных инструментов РБ исполнил попурри на башкирские народные мелодии, «Порт Артур» (солист – Айрат Карасов), Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц» в обработке Василия Андреева.
Программу вела лектор-музыковед Камила Ишмухаметова. Она тонко и изящно представляла слушателям каждую композицию.
Большую часть программы составлял репертуар московского гостя. Художественный руководитель и главный дирижер НОНИ РБ Ринат Мухаметзянов отметил, что башкирским оркестрантам пришлось осваивать новые сочинения с непривычным звучанием и сложным исполнением. Молдавские и румынские мелодии исполняются стаккато, а башкирские мелодии напевны.
«Я хочу поблагодарить оркестр за высокое мастерство. Ваш оркестр – настоящий алмаз! У меня всё время было ощущение, будто за спиной не живое звучание, а пластинка играет – настолько всё было на уровне!» – сказал со сцены Вячеслав Змеу.
После концерта маэстро ответил на вопросы журналистов и сказал, что у него есть на примете красивая мелодия башкирского композитора Урала Идельбаева «Шёпот звёзд» и некоторые народные мелодии. Он планирует исполнять их в будущем.
Фото: Ляйсан Минниханова.