Работа над ролью: Глумов – Рафаэль Гайнуллин

Интервью с Рафаэлем Гайнуллиным – актером Салаватского государственного драматического башкирского театра. Актер рассказывает о роли Глумова в спектакле «Глумов» (по пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты») в постановке Антона Федорова.

glumov

«Маменька, я умен, зол и завистлив», – говорит Глумов, приступая к осуществлению своих планов... Рафаэль Фердинандович, расскажите, пожалуйста, немного о Вашем герое.

Работа над ролью Глумова вызвала у меня большой интерес. Я не ставлю определенных критериев самому себе, не могу в полной мере оценить свою работу над той или иной ролью, но, по словам моей супруги, среди тридцати образов, которые я выпустил, Глумов – самая сложная и лучшая моя работа. Этот образ стал мне близок. В Глумове я нашел отголоски самого себя, своей совести, схожесть была в мировоззрениях – постоянная борьба с чем-либо, выражение самого себя через прохождение непробиваемых стен. Интереснее, когда плывешь не по течению, а против него. Топтаться на одном и том же месте нельзя, это попросту становится скучно.

Добавлю, что Островский – всегда актуален. Важно разговаривать со зрителем о понятных, серьезных вещах, которые окружают нас в реальной жизни. Зачастую то, что сказано со сцены вызывает больший отклик, нежели то, что мы говорим сами себе наедине.

DSC 1951

Вы уже не в первый раз становитесь «Лучшим актером года». В прошлом театральном сезоне Вы получили данную премию сразу за две роли, одна из которых – роль Глумова...

Да, я был удостоен премии «Лучший актер года» дважды – в 2014 и в 2017 годах. Впервые премию я получил за роль Булата в спектакле «Game over. Конец игры», в 2017 был удостоен этого звания сразу за две главные роли – Джорджа Пигдена (спектакль «№13») и Глумова (спектакль «Глумов). Конечно, приятно, когда зрители и коллеги по сцене оценивают твою работу.

hLts2ZkkkFE

Как проходила работа над образом?

Были режиссерские тренинги, мы смотрели спектакли разных лет по пьесе Островского. Когда уже был полностью разобран психологический портрет персонажа, структура спектакля, частично была понятна концепция постановки, нужно было себе «помочь» внешними деталями, которые больше бы раскрывали мой образ. Я придумал следующее: при каждой смене сцен я менял прически своего героя, создавал образ в образе. По системе «от внешнего к внутреннему» я наполнял свой образ внутренним содержанием. Можно сказать, что это некая шпаргалка – меняешь прическу и внутренне перепрограммируешь себя уже на следующую сцену. Так было легче ощущать себя в этом образе на сцене в предлагаемых обстоятельствах.

Как это существовать в атмосфере эксцентрики, клоунады, гротеска?

Сейчас я понимаю, насколько интересно и важно было существовать в такой атмосфере, в которой поставлен спектакль, и для чего это было нужно. Язык Глумова, который сегодня мы преподносим со сцены зрителям, вообще язык самого автора – это нарочито кривое отражение того, что было показано со сцены прошлых лет. Безусловно, можно было поставить спектакль иначе, без всех элементов клоунады и эксцентрики, но вызвала бы такая постановка столь большой интерес? Да и была бы польза для нас? Не попробовав себя в новых жанрах, в новых обстоятельствах и среде, невозможно в полной мере развить в себе мастерство актера. Необходимо постоянно свой ум, сердце и душу подвергать вот таким резонансным переживаниям, психологическим стрессам – так появляется гибкость в работе над ролями, образами.

DSC 2207

Как проходила работа с приезжим режиссером?

С Антоном Федоровым мы познакомились, когда он ставил в нашем театре спектакль «Земляки» по мотивам повести «Деревенские адвокаты» Мустая Карима. Эта встреча для меня стала большим шагом в актерской и режиссерской работе. Антон Федоров сумел нам показать особое прочтение нашего национального материала: произведение великого башкирского драматурга было ярко выражено разнообразными режиссерскими находками. После подобной работы начинаешь осознавать, что профессия и режиссера, и актера безгранична. Нет в этих профессиях определенного эталона и идеала, хотя бы потому, что меняется сама цивилизация, мировоззрение людей, театральные концепции, мода, появляются новые течения, которые зачастую диктуют «как» и «что» надо ставить. При работе с Антоном Федоровым я осознал, что я мало знаю о режиссуре вообще, для меня открылись новые возможности в этой сфере.

Вместе с режиссером мы также создавали спектакль «Шукшин» по рассказам Василия Шукшина. Антон Федоров для актеров, для всего нашего театра помог сделать огромный шаг вперед, не только обогативши репертуар, но тем, что многие артисты получили колоссальный опыт в освоении своей профессии. Каждая репетиция с этим режиссером – это нечто новое, что дает желание работать с еще большей отдачей.

DSC 2221

Что Вам лично помогает настроиться перед выходом на сцену?

Помогает музыка, разные исполнители, на каждый спектакль что-то определенное. Стараюсь перед спектаклем побыть в одиночестве. Порой это может занять час, иногда минуты три-четыре – всё зависит от настроения. В настрое значимую роль играет еще и то, что либо ты выходишь на сцену в премьерный день спектакля, либо уже играешь текущий репертуарный спектакль. Всегда испытываешь разные эмоции и переживания.

Спасибо за беседу!

Справка: Рафаэль Гайнуллин в 2006 году окончил театральный факультет Уфимского государственного института искусств им.З.Исмагилова. В том же году поступил в труппу Салаватского государственного башкирского драматического театра. За исполнение роли Марата в драме «Он вернулся» был удостоен премии «За лучшую мужскую роль второго плана» в «Театральной весне – 2009». В 2014 году удостоился звания «Лучший актер года» за роль Булата в спектакле «Game over.Конец игры». В 2017 году удостоился звания «Лучший актер года» за главные роли в спектаклях Р.Куни «№13» (Джордж Пигден) и А.Островского «Глумов» (Глумов). Актер также успешно пробует свои силы в роли режиссера. Его первая постановка - детская музыкальная сказка «Считаю до пяти...» по пьесе М.Бартенева. В 2017 году Рафаэль Гайнуллин удостоился стипендии СТД РФ на постановку сказки В.Илюхова «Веселый Эльф», которую осуществил на сцене Салаватского театра в апреле 2018 года.

 

Беседовала Ирина Шамсутдинова

Фото: сайт театра

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb