"Травиата" на сцене Башкирского театра оперы и балета

Опера "Травиата" Дж. Верди. Башкирский государственный театр оперы и балета. Режиссер - Кузман Попов (Болгария).

«Шаляпинские вечера в Уфе» продолжаются. В четвёртый фестивальный день на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета опера - «Травиата» Дж. Верди (Либретто Ф. Пьаве по драме Дюма-сына «Дама с камелиями»). Режиссёр – постановщик Кузман Попов (Болгария), дирижёр – постановщик Алексей Людмилин, дирижер – Артем Макаров, режиссер Айсылу Иксанова.

«Травиата», написанная великим композитором Верди, прозвучала в исполнении приглашенных исполнителей: солистка Большого и Мариинского театров, Народная артистка Республики Северная Осетия – Алания, Народная артистка Южной Осетии Вероника Джиоева – исполнительница роли Виолетты Валери; приглашённый солист, доселе нам уже знакомый по первой премьере «Кармен» - Ильдар Валиев (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), исполнитель роли Альфреда Жермона, и солист Московского театра Новая Опера Василий Ладюк – исполнитель роли Жоржа Жермона.

Главной особенностью и достоинством в спектакле становится не текст драматического произведения, а музыкальный текст. И то, что опера идет на итальянском языке, уже перестает иметь какое-либо значение по отношению к сюжету. В этом и заключается уникальность оперного искусства, когда певец способен через пластику звука донести до зрителя текст произведения. В средине 19 века, когда была премьера оперы Верди, музыкальный критик газеты «Музыкальная Италия» писал: «... Верди изобрел новейший жанр музыки, у него огромное количество выразительных средств, и он хочет, чтобы музыка выражала не только мысли и чувства вообще, но и все их оттенки, все их движения».

В исполнении Вероники Джиоевой драма в одночасье становится трагедией, и без всякой патетики, без пафоса и надрыва. Наполненная невероятной энергией Вероника Джиоева показывает нам иную Виолетту – не куртизанку и любительницу шумных балов, а женщину, которая однажды полюбила. И эта была не напыщенная и легкомысленная любовь к «очередному» кавалеру,  а такая любовь, ради которой идешь на любые жертвы. Так и поступила Виолетта, абсолютно осознанно и зрело она сделала выбор, пожертвовав своим счастьем с ним – Альфредом Жермоном.

В финале приходит осознание того, что любовь придала Виолетте и Альфреду силы, с которыми нужно было начинать новую жизнь. Но вскоре эти силы стали не созидать, а разрушать. Глаза Виолетты, которые горели от страсти любви, приобрели взгляд безумия. Отчаянное сопротивление понимать и принимать позицию Жоржа Жермона не давали ей спокойствия, но выбор сделать пришлось. Только судьба продиктовала ей свои правила. Виолетта  просто хотела быть со всеми, а в финале оказалась в абсолютном одиночестве.

В третьем акте, когда все артисты выходят в черных нарядах, появляется Виолетта, в том же черном (художник по костюмам Алла Коженкова (Москва). Только, благодаря своему возлюбленному, она снова становится чужой для этого общества. Альфред, приревновав Виолетту к барону, на глазах у публики унизил ее. И уже обессиленной, лежачей на полу Виолетте, Альфред кидает деньги, как бы откупаясь от того «грешного» времени, пока был с ней. И по своей внутренней слепоте, он даже не понял того, что окончательно уничтожил в своей возлюбленной все живое.

Но если, до этого, во втором акте, Виолетта упала к ногам Жоржа Жермона, как бы моля его о пощаде, то в третьем акте молить было некого (впрочем, и там Жорж Жермон, пусть с пониманием, но отвергнул Виолетту). Жесткий хлест бумаг по лицу Виолетты прозвенел как жёсткая пощечина от Альфреда.

Удивительно сделана финальная сцена третьего акта, когда, после унижения Виолетты, Барон вызывает Альфреда на дуэль, бросив на середину сцены белую перчатку. Перчатка брошена. Занавес закрывается. И в то время как зал разгорается громкими аплодисментами, занавес вновь открывается и перед нами та же картина: брошенная перчатка и стоп-кадр. Немая сцена. Время остановилось. И зал, который секунду назад взрывался от аплодисментов, наполнился оглушительной тишиной. Занавес снова закрывается.

В последнем четвертом акте мы узнаем, что Барон проиграл ту дуэль, он мертв. Только это уже, кажется, совсем не важно, ведь Виолетта лежит, охваченная страшной, смертельной болезнью. Она не может пошевелиться, ее тело, душа, словно онемели, как та сама немая сцена в третьем акте. Ни балы, ни наряды, ни стразы – ни что не прельщает Виолетту, ее сердце радуется только Альфреду, который появляется у ее спальни. И она вновь счастлива, она снова хочет жить. Но поздно... Болезнь наступает. Виолетта падает замертво, словно спасаясь от одиночества.

Автор: Ирина Гайнатуллина

 

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb