3 декабря был отмечен Международный день инвалидов. В 2025 году ООН определила тему этой даты как «Содействие созданию инклюзивного общества для людей с инвалидностью в целях обеспечения социального прогресса». В этот день гостем интернет-портала «Культурный мир Башкортостана» стала 31-летняя уфимка Лена ХАНОВА, сценарист и креативный продюсер, которая знакома с темами инвалидности и инклюзии не понаслышке. Лена сумела построить успешную карьеру, несмотря на вызовы, которые ставит перед ней жизнь. Благодаря поддержке близких и своим стараниям, она не только адаптировалась к обстоятельствам, но и нашла свое призвание в творчестве. Лена является идейным вдохновителем крупнейшего AR-квеста в России в Дарвиновском музее, соавтором фильма, который был представлены на ММКФ и других кинофестивалях, резидентом Переделкино и участницей множества питчингов в сфере кино.
Сейчас Лена работает редактором федерального конкурса Фонда поддержки регионального кинематографа по созданию короткометражных фильмов. Мы поговорили с ней о ее пути, о трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться, о мечтах и планах на будущее.
– Лена, как ты пришла в профессию сценариста и креативного продюсера. Какие трудности встретила на старте, и как тебе удалось их преодолеть?
– Мой путь был довольно необычным, учитывая редкое заболевание, из-за которого я провела 11 лет на домашнем обучении. По сути, моя интеграция в общество была не совсем классической. Многие вещи мне приходилось додумывать, и мои представления о мире порой расходились с реальностью.

Я поступила в Институт права БашГУ, но из-за недоступности вузов на тот момент, училась заочно. Хотя мне нравилось учиться, я быстро поняла, что работа в юриспруденции с моим здоровьем будет сложной. Тогда, 12 лет назад, выбор был ограничен.
Когда пришло время выпуска, нужно было что-то менять. Работать в офисе я не могла, и перспектив было немного. Я начала искать возможности для обучения в сфере, которая меня действительно интересовала. С детства я любила читать, писать и придумывать истории. Так я решила двигаться в сторону медиа, журналистики или кино. Кино привлекало больше всего, особенно после опыта работы с благотворительными организациями, где я поняла, что хочу создавать что-то долговечное, а не просто контент.
Я нашла информацию о Высшей школе экономики, где была программа «трансмедийное производство в цифровых индустриях». Поступить можно было двумя способами: через вступительный экзамен в Москве или олимпиаду в своем городе. Я выбрала олимпиаду и стала призером, что дало мне право на бесплатное обучение. К сожалению, здоровье подвело, и я не смогла переехать в Москву. Изучив законы об образовании, нашла возможность учиться удаленно. Опыт дистанционного обучения в школе показал, что это возможно для меня. Руководство вуза пошло навстречу.
В течение двух лет я проходила практики и стажировки в благотворительных фондах и в университете. Именно тогда я поняла, что мне не хватает социализации. Домашнее обучение создавало определенный «кокон», и я оказалась менее подготовленной к реальной жизни по сравнению со своими одногруппниками. В университете я активно наверстывала упущенное.
Параллельно пыталась найти работу в кино, писала сценарии, по ним студенты других вузов сняли пять короткометражек, несмотря на то, что портфолио у меня все-таки было, найти работу в кино не удалось.
Тогда я стала самозанятой, начала работать в рекламе и ивентах, брала заказы, писала сценарии, делала презентации, придумывала идеи и продолжала стремиться к кино.
Мой путь был долгим и непростым, но в итоге он научил меня ценить любые возможности и импровизировать в сложных ситуациях.
– Ты являешься автором идеи крупнейшего AR-квеста в России в Дарвиновском музее. Расскажи об этом проекте подробнее. Насколько, по твоему мнению, возможно реализовать подобный проект в музеях Башкортостана?
– История с Дарвиновским музеем началась довольно интересно. Я проходила стажировку в Microsoft в 2019 году, благодаря сотрудничеству с обществом людей с инвалидностью «Перспектива». Мне предложили придумать проект, который бы объединил культуру и технологии.
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» я изучала музейное дело, и понимала, что музеи нуждаются в новых способах привлечения посетителей, особенно в условиях конкуренции с другими общественными пространствами.
Я изучила экспозиции разных музеев, в том числе зарубежных, и узнала, как они используют технологии дополнительной реальности. Моей целью было создать AR-квест, доступный как в офлайн, так и в онлайн-формате, чтобы дать возможность людям с инвалидностью, а также тем, кто не может посетить музей лично, познакомиться с экспозицией.
Подготовила презентацию и сценарий, взяв за основу один из питерских музеев. Моя идея очень понравилась представителям Microsoft, и они решили развивать ее дальше. Хотя я не участвовала непосредственно в реализации финальной версии в Дарвиновском музее, я горжусь тем, что именно с моей идеи началась эта история. Квест получил признание и награды, став крупнейшим в России.
Я считаю, что подобные проекты можно реализовать и в Башкортостане. Идеально, если квест объединит несколько музеев или исторических мест, создавая единый маршрут. Например, можно использовать старую Уфу с ее усадьбами, оцифровав информацию о людях и событиях, связанных с этими местами.
Важно помнить, что люди хотят приключений и интерактивности. AR-квест – отличный способ вовлечь их в процесс познания и сделать историю более живой и интересной. Было бы здорово создать сеть таких квестов, чтобы посетители могли путешествовать по разным музеям и локациям, получая новые знания и впечатления.
– Лена, ты участвовала в создании фильмов, представленных на крупных кинофестивалях. Например, являешься соавтором таких кинокартин, как "Легенды наших предков" и "Тюльпаны", в которых участвуют звёзды российского кино. Расскажи о своем опыте работы в киноиндустрии. Какие аспекты работы в этой области особенно впечатлили?
– Мой вклад в эти проекты, скорее, был многогранным, чем узкоспециализированным. Я участвовала в различных этапах производства, от написания синопсиса и диалогов до подготовки материалов для книги, посвященной фильму.
Мне сложно выделить одну свою конкретную заслугу, потому что над фильмом трудятся десятки, а иногда и сотни людей. В киноиндустрии, как я убедилась, успех – это всегда результат коллективной работы. Каждый этап, от идеи до монтажа, имеет решающее значение, и проекты претерпевают значительные изменения в процессе создания.

– В республиканских учреждениях культуры активно реализуются проекты по созданию благоприятных условий для людей с ОВЗ. Например, внедряется тифлокомментирование в театрах, проводятся семинары по улучшению условий в музеях, открываются виртуальные концертные залы. Какие дополнительные инициативы, на твой взгляд, могли бы значительно улучшить доступность культурной среды и способствовать более полной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья?
– Башкортостан уже занимает лидирующие позиции в области доступности для людей с инвалидностью, необходимо продолжать работу в этом направлении. Я считаю, что есть несколько ключевых областей, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, должно быть больше бесплатных культурных мероприятий для людей с ОВЗ. Это даст им реальный доступ к культурной жизни. Нужно учитывать не только стоимость билетов, но и то, что дорога до места проведения тоже может быть дорогой.
Во-вторых, важно развивать инклюзивное образование на всех уровнях — от детских садов до университетов. В Уфе уже есть современный межвузовский кампус, где можно создавать пространства, которые поддерживают и нормализуют инклюзию.
В-третьих, нужна более плотная координация между теми, кто занимается этой темой: культурными учреждениями, школами, вузами, общественными организациями, властью. Хороший пример — совместные творческие проекты: фильмы, ролики, мероприятия с участием людей с ОВЗ. Это помогает им включаться в общий процесс естественно, без формальности.
Подлинная инклюзия — это не только пандусы и доступный транспорт. Это доступность, образование, просвещение и возможность быть частью культурной жизни. Когда все эти элементы работают вместе, каждый человек чувствует себя в обществе уверенно и на своём месте.
– Лена, ты со своими единомышленниками готовишься внести предложение по изменению законодательства об образовании. В чем суть этого предложения, какие проблемы оно призвано решить?
Мой опыт дистанционного обучения в 54-й школе и в вузе показал, что люди с инвалидностью сталкиваются с серьёзными трудностями, когда хотят учиться.
Сейчас вместе с Молодёжным парламентом при Госдуме мы собираем информацию от студентов из разных регионов и вузов — и дистанционных, и очных. Наша задача — понять, какие именно барьеры мешают людям с инвалидностью получать образование. Важно помнить, что это не только вопрос справедливости: исследования показывают, что образование и трудоустройство людей с инвалидностью влияют и на экономику страны.
По итогам работы мы готовим предложения по изменению законодательства: чтобы расширить возможности дистанционного обучения, сделать его доступным для разных категорий инвалидности и обеспечить реальную возможность получать бесплатное образование. Мы надеемся, что это поможет сделать систему образования более открытой и удобной для всех.

– Какие проекты, направленные на развитие культуры и креативных индустрий, хотела бы реализовать в Башкортостане, и какие конкретные шаги видишь для их воплощения?
– У меня есть несколько проектов, которые очень хотела бы увидеть в Башкортостане, и они связаны с тем, что мне близко и интересно.
Первое – создание писательских резиденций. Вдохновившись опытом Переделкино, я мечтаю о создании подобных резиденций в Башкортостане. Это были бы пространства для писателей, где они могли бы работать над произведениями на национальных языках республики – башкирском, марийском, удмуртском и других. Важно, чтобы это были не просто места для проживания, а настоящие творческие лаборатории. Писатели могли бы изучать основы драматургии, обмениваться опытом, а результатом стали бы новые произведения, сборники, возможно, даже научные работы, отражающие современное состояние культуры. Я верю, что такие резиденции помогут сохранить и развить наши языки и традиции, которые, как известно, постоянно меняются и развиваются.
Второе – развитие кинолабораторий. Я считаю, что кинолаборатории – это отличный формат для обмена опытом и создания новых проектов. В Башкортостане уже есть талантливые люди, и кинолаборатории могли бы стать площадкой для их взаимодействия с профессионалами из разных областей – писателями, продюсерами, специалистами по кинопроизводству. Это позволит создавать качественный контент, который будет интересен и востребован.
Третье – я вижу огромный потенциал в развитии импакт-контента – проектов, которые объединяют бизнес, благотворительные фонды и креативную индустрию. Я верю, что креатив, основанный на глубоких смыслах и ценностях, может приносить реальную пользу обществу. Сейчас я сама изучаю создание инклюзивного кино в лаборатории Яндекса и Кинопоиска, куда прошла с идеей короткометражного фильма.
Хотелось бы, чтобы в Башкортостане развивалось больше проектов, которые рассказывают о важных социальных проблемах, поддерживают благотворительные организации и привлекают внимание к нуждающимся. Например, создание роликов для хосписов или приютов для животных, которые действительно могут что-то изменить.
Беседу вела Нурзия ХАСАНОВА.
Фотография из личного архива Лены Хановой: В детстве;
иллюстрации с сайта www.kinopoisk.ru: кадр из фильма "Легенды наших предков", съемки фильма "Тюльпаны".