«Каждая картина – опыт, победа и поражение…» - беседа с кинорежиссером Булатом Юсуповым

В преддверии Нового 2017 года, а если быть точнее – в завершение Года Российского кино в Башкортостане, нам удалось побеседовать с башкирским и российским кинорежиссером, Членом Союза Кинематографистов Российской Федерации, Членом гильдии кинорежиссеров Российской Федерации, лауреатом государственной премии Республики Башкортостан им.Ш.Бабича, заслуженным деятелем искусств Республики Башкортостан Булатом Юсуповым.

В начале отметим, что  выпускник Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (мастерская В. Наумова) Булат Юсупов является директором киностудии Vista Vision, основателем киношколы и генеральным директором кинокомпании «Живая Лента». Помимо съемок художественных фильмов, Булат Юсупов имеет в своем режиссёрском портфолио также несколько клипов и реклам.

 

Здравствуйте, Булат Тимербаевич! В первую очередь, разрешите от имени редакции «Культурного мира Башкортостана» поздравить Вас с наградой Заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан.

Спасибо за поздравление. Эта награда очень ценна для меня. И я хочу сказать, что я принимаю это звание как заслугу всех кинематографистов нашей республики. Без их поддержки я бы не достиг своего профессионального уровня.

Булат Тимербаевич, за Вашими плечами большой багаж фильмов. А есть ли среди них самое «любимое дитя»?

Каждый фильм дорог. Делая одно кино, начинаешь что-то понимать и уже исправляешь ошибки в следующем. И этот бег бесконечен….  Каждая картина – опыт, победа и поражение.

Что для Вас кино? Что Вас привлекло именно в этом виде искусства, а не в театре, например? Что дает Вам импульс для творчества?

На третьем курсе ВГИКа меня потрясла картина «Затмение» Микеланджело Антониони. Эта картина показала, как именно кинематографические образы способны влиять на зрителя. И потом у меня особо выбора не было. Как раз открывалась киностудия «Башкортостан», а идея учиться во ВГИКе была очень привлекательна.

Кино – сложнейший механизм, который включает работу огромнейшего количества людей. Одной из главных составляющих, безусловно, является команда, которая приступает к общему делу – созданию фильма. В работе с таким количеством участников могут возникнуть некоторые разногласия. Что, по вашему мнению, является ключевым винтиком в работе с актерами на площадке?

Ключевым винтиком является знание режиссера, что он хочет. Дело в том, что пока я не готов полностью к съемкам, я стараюсь не выходить на площадку. Я знаю, что такое снимать неподготовленным – тяжелое бремя. Самоподготовка – ключевой принцип для режиссера. И если ты готов, то проблем с группой возникнуть не должно, по крайней мере, профессиональной.

Вы – основатель студии Vista Vision и кинокомпании «Живая лента». С какими сложностями сталкиваетесь в работе этих кинокомпаний?

Сложность одна – нет рынка. Сложно получить заказы и разместить их. Поверьте, можно целую книгу написать, как сложно выжить кинопроизводителю в республике. Сравним с театром: если я не ошибаюсь у нас 11 театров, значит, как минимум 2 премьеры проходят за сезон. Это целых 22 постановки!  Я рад, что в последнее время Министерством культуры Республики Башкортостан делается много для поддержки кинематографистов. Появился павильон, строится тон-студия, поддержка кинопроизводства через гранты, кинофестиваль «Серебряный Акбузат». Очень надеюсь, что поддержка будет продолжаться!

В 2008 году Вы открыли собственную киношколу. Для нашей республики это важная составляющая, так как киноспециальностям можно обучиться только в двух больших вузах России (Москва и Санкт-Петербург). Какая мысль, идея стоит во главе учебного процесса в киношколе? Что Вы от себя лично хотите донести начинающему режиссеру? 

Основная идея – это сделать кино доступным! Помочь каждому желающему на практике воплотить свои идеи в кино. За четыре с половиной года наша киношкола произвела 165 фильмов и провела 23 кинопоказа. Также прошел два раза  кинофестиваль «Кинозрение». Новые недорогие технологии позволяют снимать кино недорого и быстро. Я просто уверен, что в кинематограф нужен новый приток молодых специалистов. Ведь платить 300 тысяч рублей за год обучения во ВГИКе неподъёмно для многих. Наша киношкола — это небольшой шанс через любительское кино попасть в профессиональное. В советский период большое количество режиссёров пришло именно из любительского кино.

Вы работаете много с театральными актерами, которые успешно снимаются в наших башкирских фильмах, в «Наган» на главную роль Вы взяли студента Уфимского института искусств. Как проходил кастинг?

Очень сложно. Мы искали главного героя по всей России. Для нашего фильма даже рассматривался актер из Якутии Гаврил Менкяров. Картина уже снималась, а с актером мы не могли определиться. В итоге мы приняли волевое решение и утвердили на роль Вадима Магасумова. И сегодня я с уверенностью могу сказать, что он справился с ролью на все сто процентов. Он молодец, желаю ему творческих побед.

Как в целом вы оцениваете профессионализм молодых актеров, уровень их подготовки в кино?

Сегодняшнее поколение настолько информировано: смотрит много фильмов, видит различные театральные школы, что можно говорить о некоем росте. Это плюс. Но мне думается, что в связи с этим у многих происходит копирование известных артистов, манерность американских звезд, что не позволяет раскрыть именно природную индивидуальность молодого актера. Это минус.

Продолжая тему фильма «Наган», хочется спросить, почему Вы обратились к этому жанру – к комедии? Ведь основную часть в Вашей фильмографии составляет драма.

В основе этого проекта стоит мой ученик Ренад Еникеев. Он учился у меня в 2012 году в киношколе и стал писать сразу же большой киносценарий, хотя по нашей программе такие большие объемы не предусматриваются. Встретившись через 2 года на съемках моего фильма по гранту Главы Республики «Визит», мы опять стали мечтать и договорились, что постараемся воплотить сценарий в реальность. В декабре 2014 года началась подготовка, и я понял, что Ренаду самостоятельно сложно будет сразу же снять полнометражную картину, я решился войти в творческий тандем. Впоследствии меня затянула увлеченность Ренада Еникеева к Леониду Гайдаю, и мы с удовольствием, разобрав основные принципы режиссуры Гайдая, использовали их в «Нагане». Эксперимент был очень интересным и полезным. Вместе с этим мы практически с нуля построили свой кинопавильон, тон-студию. Картина вышла в новом для нашего республиканского кино звуковом стандарте 5:1.

Этот год для Вас стал поистине плодотворным. Вы также начали работу еще над одним проектом – фильм «Бабич», который находится уже в производстве. «Бабич» - полнометражный исторический фильм. Это довольно сложный жанр в кино. Почему Вы обратились именно к этому материалу?

Это тема меня интересовала еще в 1996 году. Я прочитал книги Газима Шафикова «Крючья под ребро» и «Последняя вспышка лампы» и загорелся этой темой. Но тогда, чтобы снимать такое кино, нужны были бы очень большие ресурсы, я отложил свои мечты. В 2013 году я посмотрел студенческий дипломный спектакль «10 июля», авторами инсценировки которого являлись Тансулпан Бабичева и Гульсасак Саламатова, и просто был поражён тем, что все герои, о которых я мечтал рассказать много лет назад, вдруг выстроились в единую форму. В этот момент я сразу же предложил им написать сценарий. Мы три раза подавали проект и только 2016 году были удостоены поддержки гранта Главы Республики Башкортостан.

Фильм посвящается великому башкирскому поэту и общественно-политическому деятелю Шайхзаде Бабичу. Как долго шла подготовка сценария, ведь, прежде всего, необходимо было собрать специальные материалы?

Научным руководителем выступила один из соавторов Гульсасак Саламатова. Она использовала как свои материалы, так и труды народного поэта Равиля Бикбаева. Научными консультантами выступили Азат Ярмуллин и Марат Зулькарнаев. Хочется отметить интересную работу с научными и историческими консультантами. Ведь фильм  является прежде художественным, важно грамотное соблюдение исторической правды и творчества.

Когда зрителям ожидать премьеру?

Премьера планируется на апрель 2017 года.

Подводя итог Году российского кино в Республике Башкортостан, скажите, пожалуйста, какие планы на будущий год?

С марта продолжится прокат фильма «Наган». В апреле премьера и прокат фильма «Бабич». Сейчас уже готов сценарий шести-серийного художественного телевизионного фильма «Первая Республика», в котором рассказывается история о Муртазине-Иманском, Газизе Альмухаметове, Габдулле Амантае, Дауте Юлтые, Хадии Давлетшиной и о многих других видных деятелях, оказавшие влияние на становление нашей республики. Надеюсь на скорейший его запуск в производство!

Спасибо, Булат Тимербаевич, за диалог!

 

Беседовала Ирина Гайнатуллина

Фото из личного архива Булата Юсупова

29 декабря 2016 года

Персональный сайт Булата Юсупова http://yusupov.info/

logoyaz

Акция «Мой язык – язык дружбы. Минең телем – дуҫлыҡ теле»

Приглашаем к участию в акции «Мой язык – язык дружбы. Минең телем – дуҫлыҡ теле».

Желающим принять участие в акции необходимо разместить заявку в группу «Вконтакте».


Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова", ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан».

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru