Башкирский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени народного поэта Башкортостана Мажита Гафури (далее – БГТД, БАТД) учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, в первой столице БАССР. Объявленный государственной труппой БАССР коллектив складывался в течение длительного времени из различных творческих групп и ассоциаций: основная линия становления прослеживается в деятельности театральных объединений “Мусульманская драма и мелодрама” (1905) под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского, “Общество странствующих мусульманских актеров”(1907) под руководством Габдуллы Кариева (М.Х.Хайруллина), труппы “Нур”(1912) под руководством С.Г. Гиззатуллиной-Волжской, и ”Товарищество мусульманских драматических артистов”(1915), возглавляемое Муртазиным-Иманским. Последняя труппа, пополненная артистами красноармейских театров эпохи Октябрьской революции и гражданской войны в России, а также энтузиастами народного (фольклорного) театра, составила ядро творческого коллектива БГАТД в 1919 году.
Художественным руководителем и директором первой государственной труппы БАССР стал известный в театральном мире России начала ХХ века актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане Вали Муртазин-Иманский (годы жизни 1885-1938). Сценическая деятельность Муртазина-Иманского началась задолго до 1917 года. Он проработал в известных, по тем временам, труппах «Сайяр», «Ширкэт». В «Ширкэт» Муртазин-Иманский дебютировал в качестве режиссера: в Оренбурге поставил ряд пьес Ф.Амирхана, Г.Камала, среди которых знаменитая«Галиябану» М.Файзи. Когда встал вопрос о зарождении и руководстве первого государственного театра, Совнарком пригласил Муртазина-Иманского в Стерлитамак. Театр под его руководством прошел самые ответственные вехи своего пути: от своего основания (Муртазин-Иманский участвовал вплоть до вопросов архитектуры), до уверенной поступи профессионализма, ответственных гастролей, широкого общественного признания.
Огромную роль в становлении национальной сцены сыграла фольклорная драма. Уже в начале 20-го года зрители увидели первые башкирские спектакли: «Башкирская свадьба» (М.Бурангулов), «Карагол» (Д.Юлтый), «Башмачки» (Х.Ибрагимов), «Ашказар» (М.Бурангулова).
Репертуар театра во все годы его существования театра формировался по четырем кардинальным направлениям – освоение национальной классики, зарубежной, русской и современной отечественной пьесы.
Первым спектаклем первого государственного театра, именовавшийся под аббревиатурой «БТ-1» - Первый Башкирский государственный театр – стала драматическая хроника поэта и драматурга Ф.Сулейманова-Инана “Богатырь Салават” (“Салауат батыр”), поставленный Муртазиным-Иманским в декабре 1919 году. Тогда, в 1919 году, складывается первый репертуар БТ-1 - это драматическая поэма Ш.Бабича на коранические мотивы “Азазель”, драмы М.Бурангулова “Ашкадар” и “Алпамыша” по легендам и героическим сказаниям башкир, трагедии Д. Юлтыя “Мактым-хылу” и “Карагул”, Х. Ибрагимова “Зульхабира”, А.Тагирова «Янгура», «Красная звезда» (М.Гафури) на темы социальной истории башкирского народа. Появляются первые спектакли по произведениям русской и татарской драматургии - драма народника и деятеля русского народного театра Е.П.Карпова “Рабочая слободка”, со сцены не сходит знаменитая мелодрама Мирхайдара Файзи “Галиябану”. Спектакли показываются на сцене Стерлитамакского кинотеатра «Мираж».
В 1922 году, с расширением территориальных границ БАССР (Большая Башкирия) и перемещением столицы республики в Уфу, стерлитамакская труппа сливается с башкирской труппой Уфимского государственного Показательного театра. Объединенный коллектив формирует два состава: стационарный и передвижной – Башкирский государственный Передвижной театр (БПТ) для работы в республике, а также в башкирских районах других регионов страны.
В 1926 году труппа театра пополнилась первыми профессионалами театрального искусства - выпускниками первого набора театрального факультета первого Уфимского училища искусств: А.Мубаряков, Г.Мингажев, Б.Имашев, Ф.Шамуков, З.Бикбулатова, Ф. Тукаев, Р.Янбулатова, А.Садикова, Р.Сыртланов, Р.Файзи, Ф.Сулейманов, Х.Кудашев, Т.Бикташева и многие другие.
1930-31 годы в истории развития Башкирского театра — годы больших перемен. Художественно-эстетические идейные преобразования в БТ-1 на новом этапе связано с именем актера, режиссера и театрального педагога Уфимского училища искусств М.А. Магадеева (1901 – 1938). Создание в те годы знаменитой актерской системы русским театральным режиссёром, актёром и педагогом, реформатором театра К.С.Станиславским возымело действие на возникновение особой научной теории сценического творчества как эстетической и профессиональной основы искусства сценического реализма. М.Магадеев, находясь в тесной творческой связи с В.И.Немирович - Данченко, В.Э.Мейерхольдом, А.В.Луначарским, опираясь на опыт экспериментального театра МХАТ, вводит «Учение о сверхзадаче и сквозном действии» - основу Станиславской системы, устанавливает академический подход к творчеству, выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, ключевой и неразрывной связью являются эстетические и этические начала в искусстве.
В эту эпоху становления театра складывается плеяда актеров и режиссеров, которые аттестуются талантливым творчеством и высокими званиями. Период становления и роста башкирского театрального искусства в эти годы связан с именами Хазиахмета Бухарского, Дили Даутовой, Исхака Зайни, Амина Зубаирова, Галимъяна Карамышева, Марфуги Муртазиной-Иманской, Гималетдина Мингажева, Танхылу Рашитовой, Фахернисы Самитовой, Гиниятуллы Ушанова, Елизаветы Шляхтиной-Сыртлановой, Бедер Юсуповой, Зайтуны Бикбулатовой, Талии Бикташевой, Валиахмета Галимова, Тимербулата Имашева, Хусаина Кудашева, Арслана Мубарякова, Асии Нафиковой, Ахмета Садыкова, Аклимы Садыковой, Сахи Саитова, Рима Сыртланова, Газима Тукаева, Рафгата Файзи, Габдуллы Шамукова, Рагиды Янбулатовой и других актеров; композиторов - М.М.Валеева и К.Ю.Рахимова, сценографов - С.И.Никандрова, Г.Ш.Имашевой, М.Н.Арсланова и др. - это творческое ядро театра придало национальной сцене ее классический облик. Содержательные идейно-эстетические формирования, животрепещущие художественно-поэтические явления того времени кристаллизовались в актуальном репертуаре: “Салават и Пугачев” (Ф.Сулейманов-Инан, Д.Юлтый и В.Муртазин-Иманский), “Салават” (В.Муртазина-Иманский), “Салават Юлаев” (Б.Бикбай), “Башкирская Свадьба” (М.Бурангулов), “Исход” и “Портфель” (Н.Исанбет), “Алатау” и “Завод” (А.Тагиров), “Сакмара”, “Дружба и любовь”, “Зимагоры” (С.Мифтахов), “Товарищ Сибай” И.Насыри, “Черноликие” (В.Галимова и Г.Амири по повести М.Гафури), “Запоздавший приказ, или Валидовщина” (Ш.Усманов и М.Магадеев), ”Тансулпан” (Кадыр Даян),”Человек с ружьем” (Н.Погодин) и др.
В 1935 году, к 15-летнему юбилею театра, Башкирскому государственному театру драмы присвоено звание академического.
1930-40 годы - тяжелые годы репрессий оставили свой след в истории Башкирского театра. Пострадали лучшие умы интеллигенции, в их числе немало театральных деятелей. В 38-ом театр навсегда лишился тех, кто создавал самый первый государственный БТ-1: В.Муртазин-Иманский, М.Магадеев, Д.Юлтый, А.Тагиров. Снят с должности первый драматург театра М.Бурангулов и т.д. В те времена за короткое время сменилось три художественных руководителя: А.К.Мубаряков (1936-37гг), Т.Х.Ф.Бухарский (1939-41гг.), Ф.Имашев (1942г.)
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), театр живет под девизом «Все для фронта! Все для победы!». За годы Великой Отечественной войны в действующую армию было направлено 17 бригад, состоящих из артистов уфимских театров и филармоний, ими дано 1789 выступлений. В военные годы художественное руководство театром вели В.С.Витт (1941г.), В.Ф,Галимов (1942-45гг.). Ставились одноактные пьесы таких авторов как С.Агиш, Г.Гумер, Б.Бикбай, Х.Ибрагимов, С.Кулибай, Г.Шамуков и др.
Почти полувековая история театра связано с именами «гитисовцев» - с целым поколением актеров - выпускников знаменитой башкирской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского (1954-59гг.). Гюлли Мубарякова, Ильшат Юмагулов, Зинира Атнабаева, Хамит Яруллин, Муллаян Суяргулов, Роза Каримова, Шамиль Рахматуллин и многие другие «гитисовцы» прославили башкирский театр - имена настоящих мастеров театра, их знает вся российская театральная общественность.
В 1955 году в Москве прошла Декада башкирской советской литературы и искусства. На Декаде театр выступил со спектаклями: «Отелло» по трагедии У. Шекспира, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Черноликие» по повести М. Гафури, «Одинокая береза» по драме М. Карима.
Начиная с 1965года БАТД в разные годы возглавляют такие режиссеры как В.Г.Галимов(1908-1994), Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов, работает талантливый художник Г.Имашева (1914-1995).
На вершину расцвета башкирского театрального искусства приходится период творчества режиссера Ш.М.Муртазиной(1925 – 2002). Именно с ее трагедийных спектаклей “Макбет” по пьесе В.Шекспира, “Магомет” Ф.Вольтера, “В ночь лунного затмения” М.Карима, “Нашествие” Л.Леонова академическая труппа театра республики может отсчитывать новое идейное время в своей художественной биографии.
В эти годы в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоялась театральная биография народного поэта Башкортостана Мустая Карима («Салават. Семь сновидений сквозь явь», « Не бросай огонь, Прометей», «Пеший Махмут» и т. д.).
В 1971-85 годы в составлении своеобразного репертуара БГАТД исключительно важную роль сыграли драматурги И. Абдуллин, А. Абдуллин, Н. Асанбаев, А. Атнабаев, Ф.Богданов, А.Мирзагитов, Н.Наджми, Р.Сафин, И.Юмагулов и многие другие башкирские писатели-драматурги, создавшие совместными усилиями емкую страницу летописи башкирской театральной эпохи. Спектакли “Лунные вечера Айсылу”, ”Дуга с колокольчиками”, «Тринадцатый председатель», ”Красный паша”, ”Матери ждут сыновей”, ”Нэркэс”, ”Утраченные грезы”, ”И судьба – не судьба!” придали классическое эстетическое совершенство и поэтичность театральных жанровых форм.
В последние годы коллектив театра побывал с гастролями в Москве (1972, 1979, 1984, 1999, 2004, 2009, 2014 гг.), Ленинграде (1975 и 1980-е гг.), Ташкенте (1978, 1986 гг.), Алма-Ате, Фрунзе, Оше (1978, 1987, 2013, 2014гг ), Свердловске и Челябинске (1988, 1998, 2006 гг.), Казани (1973, 1982, 1985, 1989, 1994, 1997, 2000, 2002, 2005, 2006 гг.) и во многих других городах России. Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури за время гастролей на страницах средств массовой информации стал обладателем ярких эпитетов: «Театром звезд», «уникальным явлением», «дитем двадцатого века», «поразительно интересным творческим коллективом» называют башкирский театр в разных городах.
В творческую атмосферу башкирского профессионального театра со дня возникновения включились многие известные драматурги, режиссеры, композиторы, художники, принимавшие непосредственное участие в становлении национального театрального искусства республики. Башкирский театр всегда находится в авангарде становления и развития башкирской культуры и искусства. Немаловажна роль театра в формировании в республике и других видов искусства: вокального, танцевального, профессиональной музыки и т.д. Такие известные мастера, как классик национальной литературы, драматург и композитор Хабибулла Ибрагимов, прославленный балетмейстер Файзи Гаскаров, кураист-импровизатор, композитор, либреттист Ишмулла Дильмухаметов, известный композитор, гордость национальной музыки и оперного искусства Загир Исмагилов, легендарный кураист Гата Сулейманов и многие другие начинали свой творческий путь в Башкирском драматическом театре.
Сводная афиша академической труппы Башкортостана представляет собой огромное количество сыгранных классических и современных произведений – Фирдоуси, Калидасы, Сервантеса, Лопе де Вега, В.Шекспира, Ф.Шиллера, Г.Гейне, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.М.Горького и мн.др.
Нынешний возраст театра - пора зрелости, когда театр уже сформировал свой неповторимый стиль, накоплен необходимый опыт, когда уже есть свой преданный зритель, который всегда с нетерпением ждет новых спектаклей.Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури — ведущая театральная сцена республики, сочетающая в себе глубокое уважение к национальным традициям и стремление к современным формам театрального высказывания. Театр активно применяет новые творческие формы, экспериментирует с постановочными решениями, приглашает режиссёров из разных регионов России и мира, выступает на престижных фестивалях и становится важной точкой культурного диалога между традицией и современностью.
С 2005 по 2012 год главным режиссёром театра был Айрат Абушахманов. За этот период был заложен фундамент современной репертуарной политики. Он отменил устаревшие формы коллективного управления, внедрил систему мотивации актёров по занятости, активизировал участие театра в международных проектах и инициировал внутреннюю трансформацию коллектива. Спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» (2006) впервые в истории башкирского театра был номинирован на «Золотую маску». Были реализованы и другие знаковые постановки, а также международные гастроли в Турции, Китае, Белоруссии. В этот период открылась «Малая сцена» — театра, ставшая экспериментальной площадкой.
С 2012 года художественным руководителем театра стал Олег Ханов — актёр, режиссёр, педагог, обладающий обширным опытом, полученным в театрах Уфы, Москвы, Оренбурга, Салавата. Он стал символом преемственности поколений, сторонником возвращения высоких творческих традиций и внимательного отношения к башкирскому языку, фольклору, национальной драматургии и феномену «рух» — глубинного духа народа.
Среди его первых шагов — постановка пьесы Мажита Гафури «Черноликие», ставшей одной из самых значимых постановок за последние десятилетия. Постановка номинировалась на «Золотую маску» в четырёх номинациях и получила премию за лучшую работу художника по костюмам. В 2024 году спектакль представил Россию на Международном фестивале MITEM в Будапеште.
При Ханове и Абушахманове театр активно развивает репертуар: классика мировой и национальной драматургии, современная пьеса, инсценировки прозы. Особое место занимает участие в крупнейших фестивалях: «Туганлык», «Золотая маска», «Коляда-Plays», «Человек театра», «Маска-плюс» и других. Такие спектакли, как «Затмение», «Руди – never off…», «Жанна. Дальше будет новый день», «Джут», «Зулейха открывает глаза» укрепили статус театра как важного игрока на всероссийском и международном театральном поле.
В 2018 году театру присуждена премия Правительства РФ имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. Театр трижды принимал участие в Международной театральной олимпиаде: в 2019 году — в Санкт-Петербурге со спектаклем «Зулейха открывает глаза», в 2023 — в Будапеште с драмой «Джут» (О. Жанайдаров), и в 2024 — также в Будапеште с постановкой «Черноликие» (М. Гафури).
К 100-летнему юбилею театр подошёл с насыщенной гастрольной программой — от Башкортостана до Москвы, Екатеринбурга, Казани, Оренбурга, Челябинска, Карелии, Бурятии. Вышло двухтомное издание «Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури – 100 лет», удостоенное премии «Театральный роман».
В 2019 году Айрат Абушахманов вернулся в театр на должность главного режиссёра. Новый этап его руководства отмечен активным обновлением театральной деятельности и внедрением современных направлений. Он обогатил репертуар театра инновационными проектами: спектаклем в жанре бэби-театра «От неба до земли», постановками в жанре документального театра — «Мы — хранители…», «Мы — наследники…», «РАС-сказы», а также спектаклем по подростковым пьесам «Внутри меня цунами».
Абушахманов уделяет особое внимание популяризации современной башкирской прозы и драматургии. Благодаря его инициативе на сцене театра появились такие постановки, как: «Буренушка», «Неспетая песня моя», «Не успела сказать "люблю"», «Весна без тебя» и другие. Эти спектакли не только привлекают новое поколение зрителей, но и формируют современный образ башкирского театра, который говорит на актуальные темы и ищет эмоционально точные формы сценического выражения.
Сегодня Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури — это пространство, в котором сохраняется и развивается национальная культура, активно реализуются современные театральные формы, а репертуар включает более 30 спектаклей по произведениям башкирских, татарских и русских классиков и авторов XXI века. За один театральный сезон выпускается по пять-шесть премьерных спектаклей; ежегодные гастроли, поездки, участие в театральных форумах — всё это является неотъемлемой частью жизни большого коллектива.
Ныне руководят театром директор Иршат Ишбулатович Файзуллин и главный режиссёр Айрат Ахтямович Абушахманов. Режиссёры театра — Айрат Абушахманов, Ильсур Казакбаев, Фиргат Гарипов.
Ядро труппы составляют актёры, преданные профессии и обладающие высоким мастерством: заслуженные артисты России Рауис Загитов, Хурматулла Утяшев, Танзиля Хисамова, Ильсияр Газетдинова, Эльвира Юнусова, Алмас Амиров, народные артисты Башкортостана Ахат Хусаинов, Рамзия Хисамова, Ильдар Гумеров, Сара Буранбаева, Минзаля Хайруллина, Римма Кагарманова и другие. Рядом с ними работают молодые актёры — выпускники Театрального училища им. М. С. Щепкина и Уфимской академии искусств им. З. Исмагилова. Труппа театра славится своей жанровой гибкостью, актёры способны органично существовать в драме, мелодраме, музыкальной комедии, трагедии и даже в жанре психологического триллера.
Башдрам остаётся не только хранителем культурной идентичности, но и активным участником современных театральных процессов, открытым к новым идеям, смелым экспериментам и поиску смысла — в духе времени и в духе нации.