Историческая справка об учреждении:
Башкирский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени народного поэта Башкортостана Мажита Гафури (далее – БГТД, БАТД) учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, в первой столице БАССР. Объявленный государственной труппой БАССР коллектив складывался в течение длительного времени из различных творческих групп и ассоциаций: основная линия становления прослеживается в деятельности театральных объединений “Мусульманская драма и мелодрама” (1905) под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского, “Общество странствующих мусульманских актеров”(1907) под руководством Габдуллы Кариева (М.Х.Хайруллина), труппы “Нур”(1912) под руководством С.Г.Гиззатуллиной-Волжской, и ”Товарищество мусульманских драматических артистов”(1915), возглавляемое Муртазиным-Иманским. Последняя труппа, пополненная артистами красноармейских театров эпохи Октябрьской революции и гражданской войны в России, а также энтузиастами народного (фольклорного) театра, составила ядро творческого коллектива БГАТД в 1919 году.
Художественным руководителем и директором первой государственной труппы БАССР стал известный в театральном мире России начала ХХ в. актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане Вали Муртазин-Иманский (годы жизни 1885-1938). Сценическая деятельность Муртазина-Иманского началась задолго до 1917 года. Он проработал в известных, по тем временам, труппах «Сайяр», «Ширкэт». В «Ширкэт» Муртазин-Иманский дебютировал в качестве режиссера: в Оренбурге поставил ряд пьес Ф.Амирхана, Г.Камала, среди которых знаменитая«Галиябану» М.Файзи. Когда встал вопрос о зарождении и руководстве первого государственного театра, Совнарком пригласил Муртазина-Иманского в Стерлитамак. Театр под его руководством прошел самые ответственные вехи своего пути: от своего основания (Муртазин-Иманский участвовал вплоть до вопросов архитектуры), до уверенной поступи профессионализма, ответственных гастролей, широкого общественного признания.
Огромную роль в становлении национальной сцены сыграла фольклорная драма. Уже в начале 20-го года зрители увидели первые башкирские спектакли: «Башкирская свадьба» (М.Бурангулов), «Карагол» (Д.Юлтый), «Башмачки» (Х.Ибрагимов), «Ашказар»(М.Бурангулова).
Репертуар театра во все годы его существования театра формировался по четырем кардинальным направлениям – освоение национальной классики, зарубежной, русской и современной отечественной пьесы.
Первым спектаклем первого государственного театра, именовавшийся под аббревиатурой «БТ-1» - Первый Башкирский государственный театр – стала драматическая хроника поэта и драматурга Ф.Сулейманова-Инана “Богатырь Салават” (“Салауат батыр”), поставленный Муртазиным-Иманским в декабре 1919 году. Тогда, в 1919 году, складывается первый репертуар БТ-1 - это драматическая поэма Ш.Бабича на коранические мотивы “Азазель”, драмы М.Бурангулова “Ашкадар” и “Алпамыша” по легендам и героическим сказаниям башкир, трагедии Д. Юлтыя “Мактым-хылу” и “Карагул”, Х. Ибрагимова “Зульхабира”, А.Тагирова «Янгура», «Красная звезда» (М.Гафури) на темы социальной истории башкирского народа. Появляются первые спектакли по произведениям русской и татарской драматургии - драма народника и деятеля русского народного театра Е.П.Карпова “Рабочая слободка”, со сцены не сходит знаменитая мелодрама Мирхайдара Файзи “Галиябану”. Спектакли показываются на сцене Стерлитамакского кинотеатра «Мираж».
В 1922 году, с расширением территориальных границ БАССР (Большая Башкирия) и перемещением столицы республики в Уфу, стерлитамакская труппа сливается с башкирской труппой Уфимского государственного Показательного театра. Объединенный коллектив формирует два состава: стационарный и передвижной – Башкирский государственный Передвижной театр (БПТ) для работы в республике, а также в башкирских районах других регионов страны.
В 1926 году труппа театра пополнилась первыми профессионалами театрального искусства - выпускниками первого набора театрального факультета первого Уфимского училища искусств: А.Мубаряков, Г.Мингажев, Б.Имашев, Ф.Шамуков, З.Бикбулатова, Ф. Тукаев, Р.Янбулатова, А.Садикова, Р.Сыртланов, Р.Файзи, Ф.Сулейманов, Х.Кудашев, Т.Бикташева и многие другие.
1930-31 годы в истории развития Башкирского театра — годы больших перемен. Художественно-эстетические идейные преобразования в БТ-1 на новом этапе связано с именем актера, режиссера и театрального педагога Уфимского училища искусств М.А. Магадеева (1901 – 1938). Создание в те годы знаменитой актерской системы русским театральным режиссёром, актёром и педагогом, реформатором театра К.С.Станиславским возымело действие на возникновение особой научной теории сценического творчества как эстетической и профессиональной основы искусства сценического реализма. М.Магадеев, находясь в тесной творческой связи с В.И.Немирович - Данченко, В.Э.Мейерхольдом, А.В.Луначарским, опираясь на опыт экспериментального театра МХАТ, вводит «Учение о сверхзадаче и сквозном действии» - основу Станиславской системы, устанавливает академический подход к творчеству, выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, ключевой и неразрывной связью являются эстетические и этические начала в искусстве.
В эту эпоху становления театра складывается плеяда актеров и режиссеров, которые аттестуются талантливым творчеством и высокими званиями. Период становления и роста башкирского театрального искусства в эти годы связан с именами Хазиахмета Бухарского, Дили Даутовой, Исхака Зайни, Амина Зубаирова, Галимъяна Карамышева, Марфуги Муртазиной-Иманской, Гималетдина Мингажева, Танхылу Рашитовой, Фахернисы Самитовой, Гиниятуллы Ушанова, Елизаветы Шляхтиной-Сыртлановой, Бедер Юсуповой, Зайтуны Бикбулатовой, Талии Бикташевой, Валиахмета Галимова, Тимербулата Имашева, Хусаина Кудашева, Арслана Мубарякова, Асии Нафиковой, Ахмета Садыкова, Аклимы Садыковой, Сахи Саитова, Рима Сыртланова, Газима Тукаева, Рафгата Файзи, Габдуллы Шамукова, Рагиды Янбулатовой и других актеров; композиторов - М.М.Валеева и К.Ю.Рахимова, сценографов - С.И.Никандрова, Г.Ш.Имашевой, М.Н.Арсланова и др. - это творческое ядро театра придало национальной сцене ее классический облик. Содержательные идейно-эстетические формирования, животрепещущие художественно-поэтические явления того времени кристаллизовались в актуальном репертуаре: “Салават и Пугачев” (Ф.Сулейманов-Инан, Д.Юлтый и В.Муртазин-Иманский), “Салават” (В.Муртазина-Иманский), “Салават Юлаев” (Б.Бикбай), “Башкирская Свадьба” (М.Бурангулов), “Исход” и “Портфель” (Н.Исанбет), “Алатау” и “Завод” (А.Тагиров), “Сакмара”, “Дружба и любовь”, “Зимагоры” (С.Мифтахов), “Товарищ Сибай” И.Насыри, “Черноликие” (В.Галимова и Г.Амири по повести М.Гафури), “Запоздавший приказ, или Валидовщина” (Ш.Усманов и М.Магадеев), ”Тансулпан” (Кадыр Даян),”Человек с ружьем” (Н.Погодин) и др.
В 1935 году, к 15-летнему юбилею театра, Башкирскому государственному театру драмы присвоено звание академического.
1930-40 годы - тяжелые годы репрессий оставили свой след в истории Башкирского театра. Пострадали лучшие умы интеллигенции, в их числе немало театральных деятелей. В 38-ом театр навсегда лишился тех, кто создавал самый первый государственный БТ-1: В.Муртазин-Иманский, М.Магадеев, Д.Юлтый, А.Тагиров. Снят с должности первый драматург театра М.Бурангулов и т.д. В те времена за короткое время сменилось три художественных руководителя: А.К.Мубаряков (1936-37гг), Т.Х.Ф.Бухарский (1939-41гг.), Ф.Имашев (1942г.)
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), театр живет под девизом «Все для фронта! Все для победы!». За годы Великой Отечественной войны в действующую армию было направлено 17 бригад, состоящих из артистов уфимских театров и филармоний, ими дано 1789 выступлений. В военные годы художественное руководство театром вели В.С.Витт (1941г.), В.Ф,Галимов (1942-45гг.). Ставились одноактные пьесы таких авторов как С.Агиш, Г.Гумер, Б.Бикбай, Х.Ибрагимов, С.Кулибай, Г.Шамуков и др.
Почти полувековая история театра связано с именами «гитисовцев» - с целым поколением актеров - выпускников знаменитой башкирской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского (1954-59гг.). Гюлли Мубарякова, Ильшат Юмагулов, Зинира Атнабаева, Хамит Яруллин, Муллаян Суяргулов, Роза Каримова, Шамиль Рахматуллин и многие другие «гитисовцы» прославили башкирский театр - имена настоящих мастеров театра, их знает вся российская театральная общественность.
В 1955 году в Москве прошла Декада башкирской советской литературы и искусства. На Декаде театр выступил со спектаклями: «Отелло» по трагедии У. Шекспира, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Черноликие» по повести М. Гафури, «Одинокая береза» по драме М. Карима.
Начиная с 1965года БАТД в разные годы возглавляют такие режиссеры как В.Г.Галимов(1908-1994), Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов, работает талантливый художник Г.Имашева (1914-1995).
На вершину расцвета башкирского театрального искусства приходится период творчества режиссера Ш.М.Муртазиной(1925 – 2002). Именно с ее трагедийных спектаклей “Макбет” по пьесе В.Шекспира, “Магомет” Ф.Вольтера, “В ночь лунного затмения” М.Карима, “Нашествие” Л.Леонова академическая труппа театра республики может отсчитывать новое идейное время в своей художественной биографии.
В эти годы в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури состоялась театральная биография народного поэта Башкортостана Мустая Карима («Салават. Семь сновидений сквозь явь», « Не бросай огонь, Прометей», «Пеший Махмут» и т. д.).
В 1971-85 годы в составлении своеобразного репертуара БГАТД исключительно важную роль сыграли драматурги И. Абдуллин, А. Абдуллин, Н. Асанбаев, А. Атнабаев, Ф.Богданов, А.Мирзагитов, Н.Наджми, Р.Сафин, И.Юмагулов и многие другие башкирские писатели-драматурги, создавшие совместными усилиями емкую страницу летописи башкирской театральной эпохи. Спектакли “Лунные вечера Айсылу”, ”Дуга с колокольчиками”, «Тринадцатый председатель», ”Красный паша”, ”Матери ждут сыновей”, ”Нэркэс”, ”Утраченные грезы”, ”И судьба – не судьба!” придали классическое эстетическое совершенство и поэтичность театральных жанровых форм.
В последние годы коллектив театра побывал с гастролями в Москве (1972, 1979, 1984, 1999, 2004, 2009, 2014 гг.), Ленинграде (1975 и 1980-е гг.), Ташкенте (1978, 1986 гг.), Алма-Ате, Фрунзе, Оше (1978, 1987, 2013, 2014гг ), Свердловске и Челябинске (1988, 1998, 2006 гг.), Казани (1973, 1982, 1985, 1989, 1994, 1997, 2000, 2002, 2005, 2006 гг.) и во многих других городах России. Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури за время гастролей на страницах средств массовой информации стал обладателем ярких эпитетов: «Театром звезд», «уникальным явлением», «дитем двадцатого века», «поразительно интересным творческим коллективом» называют башкирский театр в разных городах.
В творческую атмосферу башкирского профессионального театра со дня возникновения включились многие известные драматурги, режиссеры, композиторы, художники, принимавшие непосредственное участие в становлении национального театрального искусства республики. Башкирский театр всегда находится в авангарде становления и развития башкирской культуры и искусства. Немаловажна роль театра в формировании в республике и других видов искусства: вокального, танцевального, профессиональной музыки и т.д. Такие известные мастера, как классик национальной литературы, драматург и композитор Хабибулла Ибрагимов, прославленный балетмейстер Файзи Гаскаров, кураист-импровизатор, композитор, либреттист Ишмулла Дильмухаметов, известный композитор, гордость национальной музыки и оперного искусства Загир Исмагилов, легендарный кураист Гата Сулейманов и многие другие начинали свой творческий путь в Башкирском драматическом театре.
Сводная афиша академической труппы Башкортостана представляет собой огромное количество сыгранных классических и современных произведений – Фирдоуси, Калидасы, Сервантеса, Лопе де Вега, В.Шекспира, Ф.Шиллера, Г.Гейне, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.М.Горького и мн.др.
Нынешний возраст театра - пора зрелости, когда театр уже сформировал свой неповторимый стиль, накоплен необходимый опыт, когда уже есть свой преданный зритель, который всегда с нетерпением ждет новых спектаклей.
В настоящее время театр активно применяет новые творческие формы, нетрадиционные способы решения проблем постановочного процесса, смело экспериментирует. Результат новых исканий – признание на театральном подиуме разного уровня, положительная критика, успешное выступление на фестивалях театрального искусства. Репертуар Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури богат разно жанровыми постановками: драма и мелодрама, музыкальная комедия и трагедия, и как заявленный жанр современности - психологический триллер. Все это возможно только при наличии актеров, способных работать во всем разнообразии театральной жанровой палитры.
Одна из главных особенностей БАТД им.М.Гафури – преемственность актерского мастерства. Опытные актеры передают секреты актерского мастерства молодежи. В 2007 году, в 88-ом театральном сезоне начали свой творческий путь 12 молодых артистов – выпускники Высшего театрального училища (институт) им. М.С.Щепкина, которое дало молодым актерам путевку в большое искусство, теперь же у щепкинцев другая цель - органично соединить уроки русской театральной школы с традициями национальной сцены. Ядро труппы театра – актеры, обладающие большим опытом и мастерством, они искренни и доказательны в своем творчестве, любви к театральному делу, которому служат всю жизнь – народная артиска СССР Гюлли Мубарякова, народные артисты Российской Федерации Загир Валитов, Фидан Гафаров, Нурия Ирсаева, заслуженные артисты России Суфия Курбангалиева, Хамит Яруллин, Хурматулла Утяшев, Рауис Загитов, Ильсияр Газетдинова, Эльвира Юнусова, народные артисты Башкортостана Муллаян Суяргулов, Танзиля Хисамова, Рамзия Хисамова, Ильдар Гумеров, Минзаля Хайруллина, Алмас Амиров и др., рядом с молодыми выпускниками театрального Училища им. М.С. Щепкина и Уфимской академии искусств им. З. Исмагилова талантливо творят искусство, преданные башкирскому театру. Сохраняя верность лучшим традициям актерской и режиссерской школ, выработанным десятилетиями вдохновенного труда, театр всегда в поиске новых художественно-эстетических путей в театральном искусстве, постоянно формирует новые актерские силы и своеобразный, присущий театру, репертуар.
В целевых культурных поисках современных новых театральных форм и трактовок на сцену Башкирского академического активно привлекаются немало отечественных и зарубежных мастеров - режиссеры из других театров страны и мира. В разные театральные сезоны работали и работают Мусалим Кульбаев, Рустам Хакимов, Азат Зиганшин и Ильнур Муллабаев (Башкортостан), Ильдар Гилязев(Москва), Нурлан Абдыкадыров (Киргизия), Фарит Бикчентаев (Татарстан), Борис Манджиев (Калмыкия), Сюзанна Ооржак (Тыва), Стефани Лойк (Франция), Линас Зайкаускас (Литва).
Сегодня художественным руководителем театра является Олег Ханов, директором - Иршат Файзуллин.