На берегу прекрасного озера проводят дни люди искусства. Кажется тихой и спокойной их жизнь, но сколько в ней любви и страданий! Каждый не может или не хочет понять другого, каждый страдает от одиночества...
Чехова в этой пьесе мало заботят возможности современного театра, и он не соизмеряет с ними свои собственные художественные задачи, пренебрегая тем, что сам называет «условиями сцены». Драматические произведения, появившиеся после «Чайки», построены более умело и осмотрительно.
«Чайка» безрассуднее и безыскусней. Это и первая пьеса Чехова, написанная по законам новой театральной системы, сопоставленная со старым, классическим театром, и манифест о новом театре, провозглашенный в монологах действующих лиц, и точная картина современных настроений и состояний и, наконец, лирическая исповедь, сделанная взахлеб – по следам только что случившейся и еще длящейся жизненной драмы. Шопенгауэр говорит: «Каждая разлука дает предвкушение смерти, и каждое свидание – предвкушение воскрешения». В пьесах Чехова такого рода эпическое расширение обычных, наиболее распространенных жизненных ситуаций свидания и разлуки осуществляется естественно и неизбежно, с помощью природы, общих ей и людям периодов и состояний».