В галерее «Мирас» открылась новая выставка. На этот раз зрителю представлены последние работы Рината Миннебаева.
Человек - существо социальное. И, плюс к тому, активное очень. Обычное дело: живет себе народец большой или малый, пасет овец, землицу свою возделывает, но в один прекрасный день овладевает им тоска экзистенциальная, и все племя срывается с насиженных мест и со всем своим скарбом, с детьми, с юртами и кибитками, со стадами и отарами перебирается на новые места, накануне разведанные. И вот они едут, и скрип колёс стоит на всю Вечность и ее окрестности, и артефакты словно от взрыва разлетаются по эпохам и выставочным залам галерей и музеев. Прибыли на место, встали лагерем, телеги расставили по периметру, вырыли оборонительный ров и начали осваивать пастбища, даже не подозревая при этом, что там, где сегодня колосятся травы, скоро будут царствовать пески. Нет, облик Планеты менялся не вдруг и не сразу. Но за каждым звеном длинной цепи экологических катастроф , так или иначе, стоит человек и его хозяйственная деятельность.
Глубокие, десятилетиями не заживающие раны на теле планеты, как правило, результат глубокого невежества, незнания законов природы, неумения жить в гармонии с окружающим миром, но есть и другие примеры - образцы осознанного варварства.
«Атлантропа» — так назывался футуристический инженерный проект немецкого архитектора Германа Зергеля. Зергель предлагал перегородить дамбой Гибралтарский пролив. Второй дамбой (поменьше) планировалось перекрыть Дарданеллы. Реализация этого проекта — по расчетам автора - позволила бы получить дополнительное количество электроэнергии, необходимое экономикам Европы и Африки. Часть электроэнергии предполагалось потратить на опреснение морской воды, которую можно было бы использовать для нужд сельского хозяйства. Европе и Африке предстояло стать единым континентом. Смело? – не то слово! Эта смелость граничит с безумием. И название проекта-АТЛАНТРОПА - вовсе неслучайное. Помните? Атланты - это великаны, рискнувшие бросить вызов богам. Герман Зергель осознанно бросал вызов Господу, а, может быть, попросту считал себя богом. Интересно, а кем себя считают те, кто продолжает уродовать планету сегодня, к то продолжает вырубать реликтовые леса, загрязнять мировой океан, закачивает ядовитые химикаты в недра? Так или иначе, не будем забывать о том, что боги, в конце концов, сокрушили титанов. Герману Зергелю его проект тоже не принес ни славы, ни признания. Он тихо умер в 1952 году в своей квартире, и это событие осталось, практически, незамеченным. Ринат Миннебаев позаимствовал у Зергеля название для своей выставки тоже неслучайно. Тема сосуществования человека и его окружающей среды одна из главных в творчестве художника: жутковатыми миражами проплывают лики Земли: моря и горы, и города….., города……. Cтрашно, когда географические карты начинают походить на карты больничные.
Такое ощущение, что его интересуют все области человеческого умения и знания: от истории до экологии, от археологии до картографии, от анатомии до технологии производства бумаги. Впрочем, о том, как делают бумагу, он, наверное, знает все. Ринат Миннибаев в совершенстве владеет многими графическими техниками, но именно техника бумажного литья стала его визитной карточкой. Впрочем, на этой экспозиции зритель откроет для себя еще одну грань дарования Рината Миннебаева. Он, оказывается еще и фотограф…. Ну и что здесь особенного, - скажет скептик, - путь от графики до фотографии недолог. И там, и тут игра света и тени, ритм пятен и линий законы композиции остаются неизменными. Тому, кто всем этим владеет, недолго поменять инструмент. Ну, что ж, будем иметь ввиду эту точку зрения, но отметим, что особой выразительности фотографий автор достигает за счет драматизма найденных им фактур. Земля на этих работах похожа на девушку, состарившуюся раньше времени. Итак, график он или фотограф? Разберемся с этим на досуге. Главное, что он — художник, и как настоящему художнику, ему приходится быть и ремесленником, и философом, и гражданином планеты Земля, чувствующим за нее свою ответственность.