Автор пьесы «Джут» — Олжас Жанайдаров в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури

Автор пьесы «Джут» — Олжас Жанайдаров в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури

Олжас Жанайдаров — известный драматург,  лауреат гран-при Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр-2011», первой премии Международного конкурса драматургов «Евразия-2011», шорт-листер конкурса  «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая Маска-2012», победитель  Всероссийского драматургического  конкурса «Действующие лица» 2013 года с пьесой  «Джут»  прибыл в Уфу  к показу спектакля — 15 ноября. 

До вечернего спектакля ему удалось посетить Национальный музей РБ,  памятник Салавату Юлаеву.

Олжас Жанайдаров в пьесе «Джут» драматургически талантливо воплотил   не одну философскую паралелль, описал трагедию почти столетней давности и успешно связал с современной эпохой.  «...Глубинная и сущностная  тема в пьесе  — народ,  его проблемы самоопределения в период глобализации   /..../  здесь заявлена гражданская позиция каждого представителя народов России —  это самое важное и ценное для меня /.../»,  —    сказал автор на встрече с уфимскими участниками семинара современной драматургии, который проходит в Башкирском театре как раз в эти дни. Творческая встреча вызвала активный отклик  уфимской талантливой молодежи,  которая   обсудила проблемы и возможности  современной драматургии с казахским драматургом, победителем  многих конкурсов и участником зарубежных семинаров мастерства — Олжасом Жанайдаровым.

После просмотра спектакля прошла по-дружески душевная встреча автора  с артистами и постановочной частью.  Драматург тепло благодарил артистов: «...смогли прочувствовать свои образы и   талантливо передать на сцене». Выразил благодарность режиссеру за то, что сохранен композиционный строй, и  переходы из одной эпохи в другую сменялись так, что зритель после  слез,  мог   освободиться  эмоционально через смех — одно из важных приемов современной драматургии.

Спектакль «Джут» О.Жанайдарова поставлен театрами Казахстана, но в России первым театром, обратившимся к этой пьесе стал Башкирский театр драмы им.М.Гафури.

По сути, режиссер Айрат Абушахманов взялся за непростую пьесу, в котором сюжетный материал попеременно проходит в двух исторических  срезах,  и на сцене необходимо было гармонично выстраивать и рассказывать зрителю историю двух эпох, не разрушая драматургическую композицию. Камерность спектакля усложняло работу  актеров,  режиссера и вносила свои коррективы.    Современная  эпоха представлена тремя персонажами, действие   которой происходит в  московском кафе при гостинице «Азия».  Во втором историческом времени через трагедию одной семьи описывается голодомор  в Казахстане в начале 1930-х годов.  Границы между двумя эпохами  скрепляет дневник деда, который   был найден внуком во время ремонта квартиры.

Спектакль  на острую социальную тему, отражающую  актуальные проблемы современного мира:    выживание  современного человека в урбанизированном мире, сохранение  родного языка и культуры. Поднимаются вопросы демографии,  миграции и ассимиляции народов.   И обо всем этом в спектакле простыми словами и сравнениями говорит  персонаж — наш современник Ербол и все сказанное им, казалось бы,  не имеет ни силы, ни значения.  Удивительно другое: конкретно-социальную достоверность представляемого мы воспринимаем  как общую проблему и беду,  которая затрагивает каждый народ России в отдельности.

Путешествуя в двух разных эпохах,  зритель понимает, что рассказанная  история великого «джута», трагедия  великой  женщины-матери  и сегодня близка современному зрителю.

Почти сто лет назад произошла трагедия.  Под   каток голодомора, которая многими современными историками называется термином  «геноцид», попали многие народы,  в том числе и русский.   Во времена СССР эта тема  была запрещена на всех уровнях, в том числе и научных, потом была Великая Отечественная, которая затмила умы и сердца всех народов.   20 век нашей истории хранит  трагедию,  которую автор пьесы Олжас Жанайдаров  воплотил в двух ипостасях, чтобы  приблизить и показать современному зрителю,  как вписываясь  в житейский поток, в его условности, мы   теряем главные ориентиры в жизни и рискуем повторить страшные ошибки  истории.  

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb