Исполнилось 95 лет со дня рождения народного поэта Башкирии Мустая Карима.
Каждому человеку хочется счастья. Понятие это растяжимое и неопределенное, для каждого свое. Мустай Карим отвечал, что счастье не есть постоянное ощущение, а, скорее, состояние душевного равновесия, когда начинаешь ценить радости не только большие, но и малые. «Мы были так воспитаны: если что-то не сделаешь или же сделаешь не так, то нарушится гармония мира, — вспоминал он. — У нас был идеал справедливого человеческого общежития. Идеал должен быть в каждом обществе. Как горизонт. Если горизонт закрыть — мир погибнет...»
Сегодня о человеке, с уходом которого закончилась целая эпоха башкирской литературы, говорят те, кто знал и любил его творчество.
Олег Ханов,
худрук Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури:
— Есть философ Мустай Карим, поэт Мустай Карим, писатель, участник Великой Отечественной войны, тонкий мудрый человек. Но есть и драматург Мустай Карим. А это наивысшая ступень профессионализма в литературе. Наверное, не зря так совпало, что великому писателю исполняется 95 лет со дня рождения, а наш театр вступает в свой юбилейный 95-й сезон: ведь мы очень тесно связаны творчески.
На нашей сцене состоялась не одна премьера по его произведениям. Мы — как два инструмента, которые создают гармонию в жизни. Первое его драматургическое произведение «Свадьба продолжается» светлой нотой прозвучало в нашем театре, и после него все пьесы Карима находили воплощение на сцене Башдрамы. Наши судьбы так переплетены, что его мысли, его творчество приносили известность и славу нашим актерам, режиссерам, художникам. Например, пьеса «В ночь лунного затмения». Впервые в истории Башкирии режиссер Шаура Муртазина, актриса Зайтуна Бикбулатова и художник-сценограф Галия Имашева получили за нее Государственную премию имени К. Станиславского. Эту постановку увидел практически весь Советский Союз. По ней, можно сказать, и мир узнал о Башкирии, ее народе и культуре. Ведь научные статьи прочитают далеко не все, а вот когда смотришь спектакль, то сопереживаешь, сочувствуешь. Чувства запоминаются гораздо сильнее, нежели прочитанная этнографическая статья. И, конечно, «Долгое-долгое детство», перенесенное на нашу сцену, — это настоящее полотно времени, мир, увиденный глазами ребенка. Какую вещь сейчас ни вспомни — все они внесли в биографию театра свою неповторимую ноту.
Кадим Аралбаев,
народный поэт Башкортостана:
— В 70-х — 80-х годах я, начинающий молодой поэт, работал в журнале «Агидель» и в Союзе писателей — секретарем правления. Именно тогда и познакомился с Мустаем Каримом. Он очень помогал мне — и не только советами, но и конкретными делами. Когда я отнес подборку своих стихов в «Советскую Башкирию», он, чтобы поддержать меня, написал очень теплый отзыв. Это дорогого стоит. Особенно для тех, кто только ступил на путь творчества. Я чуть постарше его сына Ильгиза. Помню, когда я отмечал 50-летие, Мустай-ага выступил на вечере. Его слова я запомнил на всю жизнь. Он сказал: «Если бы я встретился с отцом Кадима на фронте, то мы обязательно поклялись бы, что тот, кто вернется с войны, обязан равно заботиться о своих детях и детях друга». Так он ко мне и относился — как к сыну. А с Ильгизом мы стали все равно что братья.
Что еще поражало: для него не было мелочей ни в чем — ни в быту, ни в литературе. Ко всему он относился дотошно и со всей ответственностью. К любому, даже короткому выступлению долго готовился. Нам, его друзьям, знакомым, родственникам, казалось, что с ним, с таким великим и вместе с тем простым и добрым человеком, никогда ничего не произойдет. Он не заболеет и, тем более, не умрет. И вот уже девять лет, как его нет с нами…
Инна Полунина,
инженер:
— У меня сложился образ не только талантливого писателя и драматурга, но очень мудрого, а значит, терпимого к недостаткам других человека, ответственного, простого и любящего жизнь и людей. Не могу назвать себя знатоком его творчества, но вот его книга «Долгое-долгое детство», прочитанная давным-давно, до сих пор остается одной из самых любимых. А спектакль по этой книге посмотрела не раз.
Каждый персонаж «Детства» единственный и неповторимый в своем роде, но каждый, как зеркало, отражает время, в котором живет. Это книга про людей, которые верят в чудеса, поэтому она просто необходима каждому человеку именно сейчас, когда так много негатива — из тех же книг, из газет, телевизора. Как говорил поэт, каким бы ни было детство — счастливым или несчастливым, оно долго-долго будет идти с нами по жизни. От этих слов мне становится теплее на душе, и кажется, что впереди еще будет долгая-долгая жизнь. Обязательно счастливая.
Источник: "Республика Башкортостан".