К сожалению, мне не удалось отследить все этапы II Республиканского семинара-лаборатории современной драматургии и режиссуры, не так давно завершившего свои "штудии" на площадке Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима. Но то, что я все-таки успела увидеть, влияние на автора этих строк оказало достаточно сильное.
Речь, в частности, о вербатиме студентов театрального факультета УГАИ, на момент показа еще первокурсников (от латинского verbatim - дословно; а если точнее, то это - документальный театр, спектакли коего полностью состоят из реальных диалогов или монологов обычных людей, которые зачастую "собирают" сами актеры, потом представляющие их публике). Подопечные старшего преподавателя Уфимской государственной академии искусств Римы Харисовой были настолько точны в выборе материала, черпали который из жизни, столь бережно обращались, если позволите, с человеческими судьбами, что впечатлили до предела (несмотря на раннее время) заполненный зал Камерной сцены НМТ чрезвычайно. Рима Талгатовна очень тонко подвела совсем еще молодых людей к этому непростому испытанию, результатом чего стал не просто вербатим, в финале которого каждый высказывающийся в его рамках участник естественно вышел на рассуждения "О главном", но угнездившееся в сознании студентов понимание того, что избранная ими профессия требует от носителя оной умения и безусловного желания искать "примеры для подражания" в окружающем, в самой жизни.
...Спектакль-квест выпускницы режиссерского отделения УГАИ Анастасии Гайнановой оставил у меня смешанные чувства, природу коих я не могла понять до тех самых пор, пока не услышала, что в следующий раз "Ufo" покажут в так называемых "Фактурах", где обрели приют неформалы от драматического искусства, не нашедшие себя в театре стационарном и решившие пуститься в свободное плавание. И тут меня осенило: да, именно убранство и "дворцовый" антураж НМТ давили на мой мозг, входя в противоречие с тем, чего добивалась и Настя, и пошедшие за ней исполнители. А вот пространство "Фактур", условное несовершенство и, скажем так, невылизанность коего гораздо ближе "детям", по определению вступающим в конфликт с "отцами" (большинство проходит через это), возможно, и есть то самое место, в которое гайнановский квест впишется идеально....
...Но, конечно, открытием стали для меня люди, чьи опыты в создании пьес, исчерпав период "невинности" и наива, начали обретать устойчивость и опираться на жизненные реалии, вдруг волшебно, если не сказать фантастически, преображающиеся под начинающим крепнуть пером. Ныне я не готова дать оценку творческим поискам тех двенадцати "персонажей", что участвовали во втором семинаре. Из всех предложенных ими работ, я познакомилась лишь с малым количеством таковых, что не дает мне повода в целом рассуждать о последователях "озерной школы-2" (напомню, предтечей нынешнего стал Республиканский семинар драматургов, некогда проводившийся на Талкасе). Бог даст, прочту все, тогда и буду иметь право делать какие-то выводы. В данной ситуации умнее всего будет привести в этой полосе отклик известного театрального критика из Москвы Павла Руднева, анализировавшего в рамках нынешнего семинара пьесы его участников. Руднев - фигура чрезвычайно авторитетная, и то, что он так по-доброму, с любовью и уважением написал в Фейсбуке о наших авторах, а еще о наших молодых театроведах Риде Бурановой и Айсылу Сагитовой, упомянув и режиссеров, а также Риму Харисову, наполнило мое сердце радостью. И мне захотелось, чтобы эти строки прочитали те уфимцы, которых явно волнует театральная жизнь нашей республики и ее столицы.