Летнее путешествие по Ермекеевской земле Башкортостана: сёла Купченеево и Новые Сулли

Летнее путешествие по Ермекеевской земле Башкортостана: сёла Купченеево и Новые Сулли

Башкортостан - одна из красивейших республик России, которая находится на Южном Урале, на границе Европы и Азии. Республика территориально делится на 54 района. В западной части Башкортостана простирается Ермекеевский район, который образован в 1935 году. Район имеет богатое историческое прошлое. Предположительно, на территории Ермекеевского района первобытные люди вели кочевой образ жизни, во времена бронзового века проживало индо-иранское население. Согласно историческим сведениям, географическое положение района на стыке леса и степи находится почти в центре путей «Великого переселения народов». Давным-давно, в этих краях проходил и знаменитый северный шелковый путь, по которому шли караваны с запада на восток и с востока на запад… Еще, когда-то, по этой территории проходил тракт, по которому гнали каторжан в Сибирь…

В древние времена Ермекеевский район стал местом проживания одного из тюркоязычных племен, которого называли «башкортами». В XVII - XVIII вв. вокруг этих путей стали расселяться переселенцы как из соседних, так и отдаленных регионов России – белорусы, казахи, марийцы, мордва, русские, татары, удмурты, украинцы, чуваши и др., принося на эту землю самое дорогое – свою культуру. Таким образом, национальная структура населения сформировалась очень своеобразно.

Черты уникальности района можно проследить по укладу, быту его жителей. Желание сохранить традиции предков сложилось в удивительную вещь – калейдоскоп межнационального согласия - и создало в Ермекеевском районе Башкортостана - Россию в миниатюре. Так, например, побывав в сёлах Кулбаево, Нижние Карамалы, Суерметово можно познакомиться с башкирской и с татарской культурой, в сёлах Ляхово, Спартак - с русской и украинской культурой, в сёлах Верхнеулу-Елга, Нижнеулу-Елга – с чувашской, в сёлах Новые Сулли, Михайловка – с мордовской, в селе Купченеево – с удмуртской.

Итак, перед нами - удмуртское село Купченеево, которому недавно исполнилось 240 лет. Из рассказов местных жителей мы узнали историю названия села - это название произошло от русского слова «купчая», от названия документа, по которому была закреплена за ними земля. Жители села бережно сохраняют и развивают свои традиции, свою национальную самобытность. Для гостей они проводят различные мероприятия, мастер-классы, знакомящие с обычаями своего народа. Жительницы села сшили обрядовые костюмы - это традиционные рубашки туникообразного покроя со стоячим воротником, поверх которой одет нагрудник с серебряными монетами или фартук, расшитый цветными лентами. В селе организован удмуртский фольклорный ансамбль «Зангари» («Василёк»), который существует уже более 60 лет. Участницы ансамбля с удовольствием с гостями разучивают удмуртские народные песни и элементы народных танцев. Мастерицы села обучают по народным рецептам изготовлению блинов (табань), учат жарить мелкие шарики из теста (мульы). Гостям, любителям «hand-made», предлагают изготовить куклы-закрутки. В подтверждении древности сохраняемых традиций, гостям показывается старинная фотография, к которой жители села относятся, как к большой реликвии, из семейного архива Анастасии Вождаевой, Фотография запечатлела мастериц в традиционных удмуртских костюмах и головных уборах: у девушек на голове большой платок, завязанный в виде широкого банта (сюрок), под платком повязана налобная повязка (чачак) из позументной ленты, с висячей серебряной мишурой, у замужней женщины – традиционный головной убор. Купченеевские мастерицы учат создавать такие необыкновенные девичьи и женские головные уборы.

В Купченеево можно увидеть, как жили удмурты в недалеком прошлом (1930-1940-е гг.). Жительница села Фаина Мацкевич, сохранила не только внешний облик усадьбы, но и интерьер дома, созданный ее родителями. Согласно традициям строительства купченеевских удмуртов, дом построен из бревен. За домом располагается амбар, хлев для скота, огород, где выращивают овощи, сено для скота. В доме сохранилась печь, а в красном углу, украшенном вышитыми занавесками, на полке стоит икона (оброс), поскольку местные удмурты являются православными. Это единственное православное село в Республике Башкортостан, остальные поселения удмуртов относятся к язычникам. Дом считается у удмуртов святым и его охраняют и берегут. В доме также сохранен сундук, в котором хранились ткани, полотенца. Благодаря коренной жительнице села, можно увидеть сохраненную самобытность удмуртского жилища.

Значительную работу по возрождению, сохранению исторических и культурных традиций удмуртов Ермекеевского района Республики Башкортостан проводит председатель районного национально-культурного центра удмуртов Анастасия Вождаева. Кроме ее активного участия в выступлениях фольклорного ансамбля «Зангари», Анастасией Николаевной налажены связи с удмуртами, проживающими в Башкортостане и Удмуртии, со всеудмуртской ассоциацией «Удмурт кенеэш» Российской Федерации.

В июле 2015 года, мы побывали у Анастасии Николаевны в гостях, в мордовском селе Новые Сулли, в котором она проживает. Мы увидели традиционный удмуртский костюм ее матери, который она бережно хранит. Костюм состоит из рубахи (дэрем) туникообразного покроя, сшитой из ткани ярко-малинового тона, с оборками и полоской из фабричной ленты по низу. Поверх рубахи надевалось нагрудное украшение прямоугольной формы, обшитое монетами. Сохранился также и темно-малиновый камзол, фартук (ашшет) для молений из светло-розовой однотонной ткани, головной убор (баддэм кышет), самотканые разноцветные пояса и полотенце.

Также в семейном фотоальбоме Анастасии Вождаевой сохранились старинные фотографии 50-х гг. ХХ в., на которых мы имеем редкую возможность увидеть ее родственников – дядю Прокофия, держащего на коленях самодельный традиционный музыкальный инструмент – гусли (крезь), тетю Апелагею в национальном удмуртском костюме и их детей.

Быт, художественные национальные традиции удмуртского народа несут следы исторических путей-дорог, с одной стороны, и отпечатки современности, урбанизации, с другой. Жители сёл Ермекеевского района, следуя и сегодня национальным обрядам и традициям, вносят вклад в сохранение самобытности России. 

Перейти к фотогалерее

Фото Екатерины Савельевой и Антона Савельева

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb