Башкортостан - одна из красивейших республик России, которая находится на Южном Урале, на границе Европы и Азии. Республика территориально делится на 54 района. В западной части Башкортостана простирается Ермекеевский район, который образован в 1935 году. Район имеет богатое историческое прошлое. Предположительно, на территории Ермекеевского района первобытные люди вели кочевой образ жизни, во времена бронзового века проживало индо-иранское население. Согласно историческим сведениям, географическое положение района на стыке леса и степи находится почти в центре путей «Великого переселения народов». Давным-давно, в этих краях проходил и знаменитый северный шелковый путь, по которому шли караваны с запада на восток и с востока на запад… Еще, когда-то, по этой территории проходил тракт, по которому гнали каторжан в Сибирь…
В древние времена Ермекеевский район стал местом проживания одного из тюркоязычных племен, которого называли «башкортами». В XVII - XVIII вв. вокруг этих путей стали расселяться переселенцы как из соседних, так и отдаленных регионов России – белорусы, казахи, марийцы, мордва, русские, татары, удмурты, украинцы, чуваши и др., принося на эту землю самое дорогое – свою культуру. Таким образом, национальная структура населения сформировалась очень своеобразно.
Черты уникальности района можно проследить по укладу, быту его жителей. Желание сохранить традиции предков сложилось в удивительную вещь – калейдоскоп межнационального согласия - и создало в Ермекеевском районе Башкортостана - Россию в миниатюре. Так, например, побывав в сёлах Кулбаево, Нижние Карамалы, Суерметово можно познакомиться с башкирской и с татарской культурой, в сёлах Ляхово, Спартак - с русской и украинской культурой, в сёлах Верхнеулу-Елга, Нижнеулу-Елга – с чувашской, в сёлах Новые Сулли, Михайловка – с мордовской, в селе Купченеево – с удмуртской.
Итак, перед нами - удмуртское село Купченеево, которому недавно исполнилось 240 лет. Из рассказов местных жителей мы узнали историю названия села - это название произошло от русского слова «купчая», от названия документа, по которому была закреплена за ними земля. Жители села бережно сохраняют и развивают свои традиции, свою национальную самобытность. Для гостей они проводят различные мероприятия, мастер-классы, знакомящие с обычаями своего народа. Жительницы села сшили обрядовые костюмы - это традиционные рубашки туникообразного покроя со стоячим воротником, поверх которой одет нагрудник с серебряными монетами или фартук, расшитый цветными лентами. В селе организован удмуртский фольклорный ансамбль «Зангари» («Василёк»), который существует уже более 60 лет. Участницы ансамбля с удовольствием с гостями разучивают удмуртские народные песни и элементы народных танцев. Мастерицы села обучают по народным рецептам изготовлению блинов (табань), учат жарить мелкие шарики из теста (мульы). Гостям, любителям «hand-made», предлагают изготовить куклы-закрутки. В подтверждении древности сохраняемых традиций, гостям показывается старинная фотография, к которой жители села относятся, как к большой реликвии, из семейного архива Анастасии Вождаевой, Фотография запечатлела мастериц в традиционных удмуртских костюмах и головных уборах: у девушек на голове большой платок, завязанный в виде широкого банта (сюрок), под платком повязана налобная повязка (чачак) из позументной ленты, с висячей серебряной мишурой, у замужней женщины – традиционный головной убор. Купченеевские мастерицы учат создавать такие необыкновенные девичьи и женские головные уборы.
В Купченеево можно увидеть, как жили удмурты в недалеком прошлом (1930-1940-е гг.). Жительница села Фаина Мацкевич, сохранила не только внешний облик усадьбы, но и интерьер дома, созданный ее родителями. Согласно традициям строительства купченеевских удмуртов, дом построен из бревен. За домом располагается амбар, хлев для скота, огород, где выращивают овощи, сено для скота. В доме сохранилась печь, а в красном углу, украшенном вышитыми занавесками, на полке стоит икона (оброс), поскольку местные удмурты являются православными. Это единственное православное село в Республике Башкортостан, остальные поселения удмуртов относятся к язычникам. Дом считается у удмуртов святым и его охраняют и берегут. В доме также сохранен сундук, в котором хранились ткани, полотенца. Благодаря коренной жительнице села, можно увидеть сохраненную самобытность удмуртского жилища.
Значительную работу по возрождению, сохранению исторических и культурных традиций удмуртов Ермекеевского района Республики Башкортостан проводит председатель районного национально-культурного центра удмуртов Анастасия Вождаева. Кроме ее активного участия в выступлениях фольклорного ансамбля «Зангари», Анастасией Николаевной налажены связи с удмуртами, проживающими в Башкортостане и Удмуртии, со всеудмуртской ассоциацией «Удмурт кенеэш» Российской Федерации.
В июле 2015 года, мы побывали у Анастасии Николаевны в гостях, в мордовском селе Новые Сулли, в котором она проживает. Мы увидели традиционный удмуртский костюм ее матери, который она бережно хранит. Костюм состоит из рубахи (дэрем) туникообразного покроя, сшитой из ткани ярко-малинового тона, с оборками и полоской из фабричной ленты по низу. Поверх рубахи надевалось нагрудное украшение прямоугольной формы, обшитое монетами. Сохранился также и темно-малиновый камзол, фартук (ашшет) для молений из светло-розовой однотонной ткани, головной убор (баддэм кышет), самотканые разноцветные пояса и полотенце.
Также в семейном фотоальбоме Анастасии Вождаевой сохранились старинные фотографии 50-х гг. ХХ в., на которых мы имеем редкую возможность увидеть ее родственников – дядю Прокофия, держащего на коленях самодельный традиционный музыкальный инструмент – гусли (крезь), тетю Апелагею в национальном удмуртском костюме и их детей.
Быт, художественные национальные традиции удмуртского народа несут следы исторических путей-дорог, с одной стороны, и отпечатки современности, урбанизации, с другой. Жители сёл Ермекеевского района, следуя и сегодня национальным обрядам и традициям, вносят вклад в сохранение самобытности России.
Перейти к фотогалерее
Фото Екатерины Савельевой и Антона Савельева